Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
. Во-первых, уметь определять координаты и параметры ядерных взрывов, уровней гамма-радиации на местности, радиационной зараженности объектов внешней среды. Во-вторых, – оценивать опасность для людей, служебных животных радиоактивного и химического заражения местности и объектов внешней среды, а также давать рекомендации по принятию мер защиты. В-третьих, – устанавливать факты применения противником отравляющих и бактериологических веществ. В-четвертых, – изымать и направлять пробы продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды, грунта и других зараженных объектов на экспертизу. Однако, не во всех МВД, ГУВД, УВД с подготовкой их к работе дело обстоит хорошо .
В.В. Романников обращает внимание на недостатки в содержании и эксплуатации защитных сооружений органов внутренних дел. Он отмечает, что в них проделана большая работа по обеспечению защитными сооружениями наибольшей работающей смены в категорированных городах. В большинстве МВД, ГУВД, УВД улучшилась работа по их содержанию и использование в мирное время для хозяйственных нужд, что способствует повышению их готовности к приему укрываемых, а также дает определенную финансовую выгоду при аренде необходимых площадей других организаций. Автор подчеркивает, что в настоящее время в системе Министерства убежища используются: для учебных целей размещения технических служб; под производственные помещения, складские помещения и спортивные и оздоровительные пункты.
Вместе с тем, он отмечает, что проверки состояния убежищ в некоторых МВД, ГУВД, УВД показали ослабление внимания к содержанию сданных в эксплуатацию убежищ, по поддержанию их готовности к приему укрываемых. Не проводятся ежегодные комплексные проверки состояния убежищ, работы систем жизнеобеспечения, тренировки по заполнению убежищ и подготовке их к приему укрываемых по сигналам гражданской обороны; и др .
А.С. Шаповалов проанализировал состояние гражданской обороны в органах внутренних дел в начале 90-х годов и изложил предложения по его совершенствованию. Он отметил, что в целях совершенствования гражданской обороны необходимо обеспечить: готовность всех собственных сооружений ГО к приему укрываемых; потребность в промышленных противогазах, новейших приборах радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля; МВД, ГУВД, УВД соответствующими командными пунктами, имеющими защищенные рабочие помещения с современными средствами связи и инженерно-техническим оборудованием; четкое функционирование системы выявления, оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения; готовность МВД, ГУВД, УВД к проведению командно-штабных учений по гражданской обороне . Эти работы написаны около десяти лет назад, а сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Далее считаем необходимым более подробно остановиться на вопросах психологической подготовки сотрудников к деятельности в условиях ведения военных действий.
Как показала практика участия сил Министерства в ликвидации незаконных формирований в Чеченской республике в первую компанию сотрудники были недостаточно подготовлены для психологически устойчивого функционирования в экстремальных условиях. В частности, при разоружении незаконных формирований в Чечне в 1995-1996 годах личный состав органов внутренних дел часто имел слабые представления о характере предстоящей работы и тактических аспектах решения задач по борьбе с вооруженными формированиями. В связи с этим возникали определенные трудности при адаптации вновь прибывших сотрудников к сложным условиям обстановки. В.С. Карпов в своей работе приводит такой пример. В феврале 1995 года в г. Грозный прибыл ОМОН УВД Тверской области. Через несколько дней его личный состав неожиданно подвергся обстрелу в результате чего один сотрудник был убит. Психотравмирующее воздействие этого факта вызвало полную моральную и психологическую неспособность группы, состоящей из 14 человек, выполнять поставленные задачи. Восстановить боеспособность бойцов не удалось и их пришлось отправить обратно. По прибытию в г. Тверь все они подали рапорта об увольнении из органов внутренних дел .
Среди мер, способных оказать позитивное воздействие на морально-психологическое состояние сотрудников в районах военных действий, опрошенные прямо указали на улучшение бытовых условий; своевременную замену личного состава; совершенствование управления подразделениями; более полное информирование об исторических, культурных, религиозных обычаях и традициях, общественно-политической обстановке в регионе. Довольно значительная часть опрошенных указала на необходимость организации психопрофилактической службы непосредственно в подразделениях для предупреждения возникновения стрессовых расстройств личного состава, оказания психологической помощи, включая работу кабинетов психологической разгрузки, организацию отдыха и досуга .
Актуальность развертывания психологической службы Министерства в горячих точках подтверждается анализом данных о прямых психологических последствиях воздействия ЧС на сотрудников органов внутренних дел. Так, Н.М. Филиппов и другие авторы отмечают, что при нахождении в зоне осетино-ингушского конфликта в течение нескольких недель состояние усталости было выявлено у 30% сотрудников, на пониженную работоспособность, не свойственную им ранее, указывал каждый четвертый из числа опрошенных. Изменения в своем эмоциональном состоянии отметили свыше 50% опрошенных . Психологические последствия для сотрудников органов внутренних дел, участвовавших в чеченском конфликте, были значительно тяжелее. Г.С. Човдырова выявила изменения в психофизическом состоянии уже у 64% сотрудников Московского ОМОНа спустя 8 месяцев после их возвращения из районов боевых действий .
На основании проведенных исследований И.О
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51