Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

. Аналогичная система подготовки существует и в других странах мира . Основная нагрузка в борьбе с последствиями стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в том числе массовыми  беспорядками, в США ложится на формирования Национальной гвардии.В соответствии с положениями закона принятого в 1933 г., Национальная гвардия является войсками штатов – по своей структуре и системе комплектования, но становится неотъемлемой частью армии, и только президенту дается право ее призыва на федеральную службу после объявления Конгрессом чрезвычайного положения. Кроме того, закон 1933 г. отделил Национальную гвардию от остальной части резервных компонентов, давая ее офицерам и рядовым федеральный статут, предусматривающий равные с офицерами регулярной армии права, что не было сделано в отношении других резервов армии, а также позволило ускорить процесс мобилизации после вступления США во вторую мировую войну, в котором Национальная гвардия сыграла значительную роль .Импульсом для дальнейшего развития Национальной гвардии, изменения ее роли и места в системе вооруженных сил США стало принятие в 1971 г. концепции “единых сил”, в которой были заключены основополагающие принципы, используемые военным командованием и в настоящее время. Национальная гвардия постепенно из организованного резерва армии превращается в ее полноправного партнера.В настоящее время Национальная гвардия занимает особое место в системе вооруженных сил США. Это один из компонентов резерва американской армии, служащего для мобилизационного развертывания вооруженных сил Соединенных Штатов, создания новых частей и соединений и восполнения потерь в ходе боевых действий, а также для решения внутригосударственных задач, выполняя ряд  важных полицейских функций в условиях мирного и военного времени. Войска Национальной гвардии имеются во всех штатах и в мирное время находятся в распоряжении губернаторов, по решению которых могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, борьбы с беспорядками, наркобизнесом, защиты частной собственности и ряда других задач, а в ходе мобилизации переподчиняются министерству обороны.Формирования Национальной гвардии формируются в мирное время на добровольной основе, личный состав проходит специальную подготовку, в том числе по задачам гражданской обороны и выполнению полицейских функций.  В последнее время в подготовке личного состава все большее распространение принимает принцип “воскресной службы”,  при котором  занятия, тренировки и учения осуществляются в свободное от основной работы время. Произведенные американскими аналитиками сравнительные расчеты,  показали, что резервист обходится государственной казне в 4 раза дешевле, чем военнослужащий регулярных войск. Более того, в 1992 финансовом году на резервные компоненты сухопутных войск было израсходовано только 5 % всего бюджета сухопутных войск. Поскольку Национальной гвардии вменено в обязанность выполнение ряда задач в пределах штата, где дислоцируются ее формирования, часть средств (10%) на ее обеспечение выделяется из местного бюджета.В связи с изменениями военно-политической обстановки в мире в последнее время, по оценкам американских специалистов, наметилась тенденция возрастания роли вооруженных сил и, в первую очередь, резервных войск во внутригосударственных операциях. Появились более широкие возможности использования Национальной гвардии, в том числе и в борьбе с гражданскими беспорядками, незаконно созданными общественно-политическими образованиями, терроризмом и наркобизнесом.Формирования Национальной гвардии принимали участие в устранении массовых беспорядков, в освобождении заложников, поиске и поимке бежавших преступников, а также в составе вооруженных сил в вооруженных конфликтах на территории Ирака и Югославии, где выполняли вспомогательную роль в составе частей обеспечения. По мнению американских военных специалистов, подготовка и использование подразделений Национальной гвардии в борьбе с регулярными войсками противника была недостаточно эффективна, а с учетом выплат, социальных гарантий и льгот экономически нецелесообразна.Следует отметить, что вопросам специальной подготовки должностных лиц ГО, добровольных и профессиональных, в зарубежных странах придается большое значение.  Например, в США руководители администрации штатов обязаны окончить курсы “Кризисного руководства”.
Гражданская оборона  сил  правопорядка в условиях современных вооруженных конфликтов
В последнее десятилетие в мире произошло  несколько десятков вооруженных конфликтов, часть из которых продолжается и в настоящее время.  Наиболее интенсивными  из них являются война в Персидском заливе и военные действия стран НАТО против Югославии. В этих конфликтах принимали участие страны, наиболее развитые в военно-техническом отношении,  что позволяет сделать выводы об основных угрозах  в отношении сил правопорядка  в военное время и мерах  по  их защите.Прежде всего можно выделить две стадии в развитии современных вооруженных конфликтов :первая – возрастание внутренней напряженности в государстве, возникновение вооруженной оппозиции и использование полицейских сил для ее подавления;вторая – вооруженное вмешательство под “гуманитарными” предлогами  ведущих мировых держав  или их коалиций.На первой стадии полиция широко используется при проведении мероприятий по охране общественного порядка,  контр-террористических операциях и полувоенных операциях по борьбе с вооруженными группировками.  На этой стадии вопросы гражданской обороны фактически сводятся к усиленным мерам по обеспечению безопасности служебных помещений сил правопорядка от террористических действий: защита оконных проемов противогранатными сетками, мешками с песком;  строительство инженерных препятствий для подъезда транспортных средств непосредственно к зданиям и сооружениям;  обучение личного состава методам оказания экстренной медицинской помощи.На втором этапе

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51