Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

. Необходимые данные об умерших в лечебных учреждениях и формированиях медицинской службы гражданской обороны представляют в МВД, ГУВД, УВД, минздравы субъектов Российской Федерации.

Деятельность личного состава групп учета потерь населения будет связана с применением различных способов и методов выявления и использования данных о признаках личности погибшего. К ним можно отнести: использование документов, обнаруженных при погибшем; опрос оставшихся в живых родственников, знакомых и предъявление им для опознания трупа погибшего или его фотографии и др.

Группы учета потерь населения начинают работу с наружного осмотра трупа, изъятия имеющихся при нем ценностей, документов, затем производится регистрация погибшего в специальной карточке учета. В случае, когда родственники и знакомые погибшего не выявлены, а также не обнаружены его документы, сотрудниками группы учета потерь населения производится фотографирование и дактилоскопирование погибшего обычными методами.

В случае необходимости в связи с высоким уровнем радиации, сокращенными сроками проведения учета можно осуществлять учет потерь населения по упрощенному варианту (без применения методов фотографирования и дактилоскопирования).

Если же объект (группа объектов) либо жилой массив окажутся в эпицентре взрыва и трупы не будут обнаружены либо проводить учет потерь в очаге поражения не представляется возможным, учет потерь населения будет проводиться методом исключения. Последний предполагает считать погибшими всех рабочих и служащих, находившихся в рабочей смене объекта, а также лиц, проживавших в данном массиве, которых после нанесения удара не окажется в живых и среди опознанных трупов.

После окончания работы в районе осуществления учета потерь населения группы учета убывают в загородную зону и приступает к заполнению на погибших, личность которых установлена, отрывных листов убытия и талонов статистического учета к ним. Затем эти документы передаются в МВД, ГУВД, УВД для дальнейшего их  учета и обработки на ЭВМ.

Таким образом, учет потерь населения осуществляется двумя способами: путем регистрации погибших в специальных карточках учета и путем составления акта на погибших, количество которых определяется методом исключения.

Несмотря на наличие Инструкции по организации учета потерь населения в военное время, данный вопрос не получил четкой правовой регламентации и организационного оформления. Ряд нерешенных вопросов по рассматриваемой проблеме поднимались в работах И.В.Мосина, А.Ф.Липина. В них отмечались необходимость разработки специальных инструкций для паспортно-визовых аппаратов, адресных бюро и информационных центров МВД, ГУВД, УВД, где будут детализированы вопросы приема и подготовки к машинной обработке адресных листков убытия; порядок их раскладки и хранения в адресных бюро, выдачи справок о погибших гражданах; порядок учета погибших иностранцев и лиц без гражданства, а также лиц, принятых в российское гражданство; необходимость создания автоматизированной информационной системы учета потерь населения и др. В этой связи вызывает определенный интерес опыт использования личных жетонов для решения вопросов идентификации личности погибших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в ряде зарубежных стран .

Осуществление учета потерь населения в чрезвычайных ситуациях природного характера подтвердило необходимость создания групп УПН и оптимальность ее организационного построения. Так, во время ликвидации последствий землетрясения в Армении в аналогичные группы входили: два сотрудника уголовного розыска, два работника паспортно-визовой службы и один эксперт-криминалист. В то же время в отношении приведенного в Инструкции об организации учета потерь населения в военное время расчета нагрузки на эти группы (500-700 погибших на группу за смену) практика показала ее нереальность. В Армении было сформировано 7 групп УПН по 7  человек основного состава, которым в помощь было придано еще 50 сотрудников милиции. За период с 10 по 22 декабря 1988 года ими было зарегистрировано и проведено опознание свыше 5,5 тыс. трупов. Нагрузка на одного члена группы УПН составила 4 трупа в смену вместо 100 погибших, как было предусмотрено инструкцией.

В.А. Баранов в своей работе предлагает для уменьшения времени заполнения карточки учета максимально сократить сведения о погибшем, ввести в состав групп учета потерь населения судмедэксперта. Учет осуществлять после установления им факта смерти погибшего. Тогда отпадает необходимость заполнения 13 пунктов карточки, что приведет к упрощению формы карточки и сокращению времени на ее заполнение .

В заключении можно сделать следующие выводы:

1. В системе гражданской обороны Российской Федерации МВД России создает две федеральные службы гражданской обороны – охраны общественного порядка и противопожарную. Отметим, что деятельность противопожарной службы ГО осталась за пределами рассмотрения данной работы.

2. По нашему мнению, не целесообразно создавать федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка. Предпочтительно возложить обязанности службы на МВД России, кстати так было в первом положении о данной службе  в 1941 году. Это мнение базируется на том, что служба ГО ООП является дополнительным искусственным образованием в рамках системы Министерства. А Закон Российской Федерации “О  милиции» в ст. 6 предусматривает возможность привлечения к выполнению задач милиции лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками милиции, с момента и в порядке, определяемых министром внутренних дел Российской Федерации

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51