Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

. Впоследствии в 1977 и 1984 годах в эти документы были внесены изменения и дополнения, во исполнение которых Служба защиты культурных ценностей из Федерального Бюро по культуре была передана в ведение Федеральной службы гражданской обороны, значительно повысив роль последней в обеспечении национальной безопасности Швейцарии.

В США создание, развитие и функционирование системы гражданской обороны обеспечивается в основном законом “О гражданской обороне США” (1950 г. с доп. 1981 г.) другими . При этом необходимо отметить, что отличие федеральных законов США от законов многих стран, в т.ч. законов Российской Федерации, заключается в прямом действии их норм.

Так, в законе о гражданской обороне США в статье о разработке планов по гражданской обороне подчеркивается, что разработка Федерального плана по гражданской обороне находится в ведении Президента США, Конгресса и администраций тех штатов, которые имеют соответствующий статус по гражданской обороне. План является законодательным актом по отношению ко всем органам, подчиненным государству и подлежит пересмотру только государством.

Вся деятельность государственных, политических и общественных институтов в США по развитию и совершенствованию системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется в рамках федеральных целевых программ  и планов, выполнение которых находится под постоянным контролем Конгресса США.

Процесс планирования мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного  и военного характера закреплен также законодательно  во многих других зарубежных странах.

Тождественная система  планирования  существует в Швейцарии, где с 1992 года введены в действие Генеральный план гражданской обороны страны  на  федеральном уровне и соответствующие ему планы территориальных образований, промышленных предприятий и учреждений .

Во Франции  во исполнение закона “О гражданской обороне, защите лесов от пожаров и о предупреждении чрезвычайных ситуаций” разрабатываются: планы  управления в чрезвычайных ситуациях (“ОRSEC”), предусматривающие общую организацию спасательных мероприятий, когда невозможно определить заранее ни место, ни масштаб, ни   последствия ЧС,потребующих объединения усилий государства, префектур, предприятий и частного  сектора; чрезвычайные  планы  (особые  планы мероприятий,  “красные” планы, специализированные планы спасательных мероприятий), предусматривающие борьбу с кризисными ситуациями  локального и местного характера, масштабы и последствия которых могут быть известны заранее.  Соответственно первые планы разрабатываются в департаментах, вторые – на потенциально опасных промышленных объектах и в департаментах в зависимости от вида и масштаба возможных стихийного бедствия или техногенной аварии. Организационно и методически процесс разработки всех этих планов полностью основывается на документах, регламентирующих  порядок разработки Национального плана действий в чрезвычайных ситуациях, взаимоувязаных с положениями последнего .

Идентична  французскому процесс планирования и иерархическая схема планов  в Германии, Великобритании, Швеции и многих других европейских государствах, где, наряду с планами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера на государственном и территориальном уровнях, разрабатываются такие же планы для потенциально опасных объектов, включая АЭС, металлургические, химические и нефтехимические и другие производства, с определением конкретных действий обслуживающего персонала при  возникновении  аварийной ситуации .

Следующим важнейшим элементом нормативно-правового регулирования в области защиты населения, объектов экономики и в целом национального достояния государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера является формирование соответствующего экономического механизма, который позволяет обеспечить выполнение возложенных задач и организовать защиту как личных неимущественных прав граждан, так и защиту имущественных интересов физических и юридических лиц.

Одним из действенных рычагов такого механизма является, предусмотренное законодательством ряда государств, наложение жестких санкций на предприятия и должностных лиц за невыполнение норм безопасности, даже если эти нарушения не приводят к неблагоприятным (негативным) последствиям, или  за причиненный ущерб жизни и здоровью обслуживающему персоналу и населению, объектам экономики и окружающей природной среде –  независимо от времени их наступления. В этих целях применяются, как правило,  нормы гражданско-правовой, уголовной и иной ответственности либо в отдельности, либо  вместе взятые.

В зарубежных странах санкции устанавливаются не только за нарушение норм и правил безопасности, но и за умышленное сокрытие или искажение информации. Помимо этого предусматривается как гражданская, так  и уголовная ответственность за нарушение положений закона “О чрезвычайном планировании и праве населения на информацию” . Гражданская ответственность устанавливается судом и предусматривается в виде штрафа до 25 тыс. долл. за каждый день нарушения положений Закона.

Отличительной особенностью формирования национального законодательства стран СНГ в области гражданской обороны  является то, что практически все они до настоящего времени ориентируются на опыт Российской Федерации

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51