Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

– соответствующим начальникам ГО  и председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям), затруднениям в правоприменительной практике и неоднозначному толкованию понятийного аппарата на местах. В целях устранения отмеченных правовых коллизий,  по нашему мнению, необходимо законодательно закрепить объединение  РСЧС и ГО в одну систему.

4. В 1998 году был принят Федеральный закон Российской Федерации “О гражданской обороне”. Впервые в стране в данной области был принят федеральный закон. Ранее ее организация и деятельность регламентировалось подзаконными актами. В этом законе дано: понятие гражданской обороны; определены задачи и принципы  ее проведения; полномочия органов государственной власти; органов местного самоуправления; обязанности организаций и граждан в этой области; а также органы управления, силы и средства гражданской обороны. С связи с принятием данного закона началось обновление нормативной правовой базы по всем направлениям подготовки и ведения гражданской обороны. В целях реализации Закона уже принято более десяти постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих деятельность гражданских организаций гражданской обороны, порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, порядок отнесения территорий и организаций к категориям по гражданской обороне, и другие вопросы. Однако, до сих пор не  утверждены Положение о гражданской обороне Российской Федерации, Основы подготовки и ведения гражданской обороны в Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

5. Правовое обеспечение гражданской обороны МВД России на всех этапах ее развития  базировалось на соответствующих законодательных и подзаконных актах. В настоящее время в Министерстве  идет активная работа по переработке ведомственной нормативной базы в этой области, подготовлен  План  мероприятий МВД России по реализации Федерального закона “О гражданской обороне” от 17 сентября 1998 года, согласно которому необходимо переработать более 30 ведомственных нормативных актов.

6. МВД России играет важную роль в системе гражданской обороны страны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 на него возложена обязанность по созданию двух  федеральных служб гражданской обороны – охраны общественного порядка и противопожарной. Правовое обеспечение деятельности органов  внутренних дел в системе гражданской обороны страны, а также выполнение мероприятий по защите личного состава от военных действий или вследствие этих действий будет рассмотрено в ниже.

2. Генезис федеральной службы гражданской обороны охраны общественного порядка

При рассмотрении становления и развития федеральной службы гражданской обороны охраны общественного порядка необходимо отметить, что и на МВД СССР для обеспечения общественного порядка, безопасности дорожного движения, учета потерь населения при проведении мероприятий гражданской обороны была возложена задача по организации деятельности службы охраны общественного порядка гражданской обороны  (служба  ООП ГО) . Для реализации своего предназначения она должна была выступать управленческой структурой с более высоким, чем в обычных условиях, уровнем координации усилий всех включенных в нее подразделений милиции. Однако, как показало существование службы ООП ГО достижение ее качественных характеристик оказалось сопряженным с проявлением различного рода противоречий. Особенно отчетливо они проявились по мере формирования новой правовой базы деятельности органов внутренних дел и, в частности милиции. Для уяснения сути этих противоречий и выработки путей их преодоления рассмотрим причины возникновения и правовое обеспечение функционирования службы ООП ГО и ее фактическую роль в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Первым ведомственным нормативным актом, в соответствии с которым в городах-пунктах противовоздушной обороны началась активная работа по организации деятельности службы охраны общественного порядка местной противовоздушной обороны (служба ООП МПВО), было указание начальника Главного управления милиции НКВД СССР от 20 ноября 1941 года «О работе органов милиции в условиях противовоздушной обороны» . В этом акте устанавливалось (п.1), что в условиях ПВО органы милиции входят в состав МПВО как служба охраны общественного порядка. Основными задачами ее являлись: охрана общественного порядка при проведении мероприятий МПВО; наблюдение за выполнением населением установленных правил поведения в условиях ПВО; содействие командам МПВО в ликвидации последствий воздушного нападения противника .

После реорганизации МПВО страны в ГО в Положении об общесоюзной службе охраны общественного порядка гражданской обороны  на нее возлагается новая задача – «учет потерь населения в военное время». Ее появление было определено Положением о гражданской обороне Союза ССР от 18 марта 1976 года N 201-78 и свидетельствовало о важности проведения этой работы при выполнении мероприятий ГО. Учет должен осуществляться в период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, на пунктах сбора погибших и в местах захоронения группами учета потерь населения.

Изменение приоритетов выполнения задач гражданской обороны с военного времени на чрезвычайные ситуации мирного времени после аварии на Чернобыльской АЭС вызвали необходимость уточнения содержания задач и ее служб. Это было сделано в Положении об общесоюзной службе охраны общественного порядка гражданской обороны, утвержденном приказом Министра внутренних дел СССР и начальника гражданской обороны СССР от 1 декабря 1986 года N 0326/041

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51