Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

. Отличие системы ГО от МПВО состояло в следующем: 1) все мероприятия ГО планировались и реализовывались по всей территории страны и касались каждого гражданина и коллектива; 2) система защитных мер должна была обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов оружия массового поражения, что усложняло задачу; 3) расширился круг задач, решаемых ГО, в частности  повышение устойчивости функционирования промышленности в военное время; 4) опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что многократно возросла сложность выполнения задачи по ликвидации последствий применения оружия массового поражения, когда одновременно необходимо оказывать помощь сотням тысяч пострадавших и ликвидировать огромные массовые разрушения и др.

В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий предшествует так называемый “особый период”. Предполагалось, что  этот период  продлиться от нескольких дней до нескольких месяцев и стороны смогут провести необходимые подготовительные мероприятия по защите населения. В соответствии с этой концепцией все мероприятия ГО делились на три группы.

Мероприятия первой группы проводились заблаговременно  в мирное время. К ним относились: а) разработка планов ГО; б) подготовка органов управления и сил ГО; в) создание фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, пунктов управления, систем оповещения, обучение населения и др.

Мероприятия второй группы проводились в “особый период”. К ним относились: а) наращивание фонда защитных сооружений; б) перевод системы с мирного на военное положение; в) развертывание сил; проведение эвакуационных мероприятий и др.

К третьей группе относились мероприятия, проводимые в военное время.

Был принят принцип дифференцированного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны были продолжить работу в военное время в категорированных городах. Таких убежищ требовалось, примерно, для 15 млн. человек.

Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону. В ней предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. В случае применения ОМП  должны быть организованы массовые спасательные работы в очагах поражения.

На государственном уровне эта концепция была закреплена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года  № 1132-416 “О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения”, которые называют основными принципами защиты населения. В системе ГО, в основном, сохранилась структура органов и сил МПВО. Вместе с тем, были внесены и существенные коррективы. Укреплялись территориальные звенья, была увеличена штатная численность штабов ГО республик, краев, областей, городов. Одновременно усиливалась ведомственная составляющая ГО. Кроме территориальной системы органов ГО, во всех министерствах и ведомствах стали создаваться ведомственные структуры ГО.

Таким образом, структура ГО перешла на построение по территориально-производственному принципу.

На шестом этапе в период 1972-1986 годов проходило развитие  и совершенствование ГО.

В начале 70-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение “концепция первого обезоруживающего удара” . Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности, размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 мин.) делало их  идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. ГО превратилась в один из важных факторов стратегического равновесия.

Сложившаяся обстановка потребовала внести коррективы в деятельность ГО, прежде всего повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надежную систему оповещения населения, резко сократить время перевода ГО с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время и др.

Следует отметить, что в целом концепция ГО, выработанная в предшествующие годы, не менялась. Предусматривалось проведение более разностороннего комплекса мероприятий в городах и на объектах, которые могли подвергнуться ударам противника. Их можно было разделить на три группы. К первой группе относились мероприятия, связанные с обеспечением защиты населения от ОМП. К второй – направленные на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможности ущерба в народном хозяйстве при применении противником ОМП. К третьей – по ликвидации последствий нападения противника.

Указанные тенденции нашли отражение  в Положении о гражданской обороне Союза ССР, утвержденном постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976 года № 201-78.

В новом Положении были учтены принципиальные решения по наиболее общим вопросам ГО, произошедшие изменения в структуре государственного управления, а также опыт организации и выполнения мероприятий ГО, накопленный  ранее. Было определено, что ГО СССР является составной частью  системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от  оружия массового поражения и других средств нападения противника. По значимости ГО выводилась на уровень вооруженной защиты.

Система ГО  СССР  структурно входила в состав  Министерства обороны  СССР и строилась по территориально-производственному принципу

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51