Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Дюков А.Н., Мелехин А.В., Попова Н.Ф.

Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

Пособие

Москва 2002

Введение

1. Становление системы гражданской обороны Российской Федерации

Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы, которая возложена в нашей стране на гражданскую оборону , издавна является одной из актуальных проблем человечества. С развитием средств вооруженной борьбы в геометрической прогрессии возрастают угрозы жизни и здоровью населения. В этой связи, состояние тыла воюющих государств имеет огромное значение для победы в войне. В начале ХХ века наиболее эффективным средством воздействия на тыл  стала боевая авиация, способная наносить удары по промышленным объектам, коммуникациям, населенным пунктам, находящимся на значительном удалении от линии фронта. Тыл воюющих государств перестал быть зоной,  находящейся вне сферы вооруженной борьбы. Научно-технический прогресс привел к появлению еще одного средства поражения войск и населения – химического оружия. Впервые оно было применено немецкой армией в апреле 1915 года в виде газовой атаки хлором. Жертвами стали 5 тысяч французских и бельгийских солдат.

В Советской России для защиты населения  от налетов немецкой авиации на Петроград в феврале 1918 года была создана противовоздушная оборона (ПВО). Руководство ПВО возлагалось на народного комиссара по военным делам. В развитии гражданской обороны страны Шойгу С.К. и другие специалисты МЧС России выделяют восемь этапов: 1) зарождение  и становление местной противовоздушной обороны (МПВО)  в 1918-1932 г.г.; 2) местная противовоздушная оборона  накануне войны; 3) МПВО в годы Великой Отечественной войны; 4)  преобразование МПВО в ГО  в 1945-1961 г.г.; 5)  становление гражданской обороны в 1961-1972 г.г.; 6) развитие  и совершенствование ГО в 1972-1986 г.г.; 7) перестройка гражданской обороны  в 1986-1990 г.г.; создание и становление  единой  государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и развитие системы ГО с 1990 года . Каждый этап характеризовался своими особенностями правового и организационного обеспечения.

На первом этапе в период гражданской войны были выработаны организационные и правовые основы эвакуационных мероприятий, заложена следующая система в обеспечение защиты населения: оповещение; защита; оказание помощи. 20 апреля 1918 года Совет Народных Комиссаров (СНК) Российской Федерации принял декрет “Об учреждении  Всероссийской эвакуационной комиссии”. В дальнейшем шло совершенствование правовых основ проведения  указанных мероприятий МПВО .

После окончания гражданской войны  эта служба получила дальнейшее развитие. Так, в 1925 году Реввоенсовет СССР законодательно закрепил основные принципы  ведения ПВО. Она делилась на активную (авиация, зенитная артиллерия) и на пассивную (местную), проводимую наркоматами, исполкомами Советов и организациями, в чьем ведении находились обороняемые объекты и пункты. Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, а пассивная – силами и средствами гражданских организаций и самого населения. Позднее наименование «пассивная противовоздушная оборона» было заменено другим – «местная противовоздушная оборона».

В ноябре 1925 года СНК СССР принял постановление “О мерах противовоздушной обороны при новых постройках в 500-километровой приграничной полосе”. Это был первый государственный нормативный  акт, которым устанавливались нормативные требования по проведению инженерно-технических мероприятий (ИТМ) пассивной противовоздушной обороны.  ИТМ имели целью: защиту населения; обеспечение бесперебойной деятельности городов, населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта; снижение последствий применения средств поражения; создание условий для быстрой ликвидации последствий авиационных налетов.

27 августа 1926 года Совет труда и обороны СССР принял постановление “Об организации воздушно-химической обороны на путях сообщения СССР”. Постановление предписывало Наркомату путей сообщения строить на железнодорожных станциях убежища, создавать специальные формирования (отряды, команды), обучать рабочих и служащих железнодорожного транспорта мерам противовоздушной и противохимической защиты. Так впервые родились специальные нештатные формирования для проведения работ по защите населения, которые в дальнейшем получили широкое развитие.

14 мая  1927 года было принято постановление Совета труда и обороны (СТО) “Об  организации  воздушно-химической   обороны  территории Союза ССР”.  Этим документов были определены меры по усилению защиты от возможных ударов с воздуха стратегически важных районов страны, аэродромов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи, заводов, фабрик, складов, крупных населенных пунктов. При этом устанавливался  зональный принцип  организации ПВО, в соответствие с которым территория страны подразделялась на приграничную угрожаемую зону и тыл. Был утвержден перечень городов, подлежащих активной ПВО.  Эти города получили название пунктов ПВО.

Отметим, что зональный принцип защитных мероприятий ПВО стал основой для развития в дальнейшем принципа ГО – дифференцированного подхода к осуществлению ее мероприятий.

Общее руководство ПВО было возложено на Народный комиссариат по военным и морским делам СССР. Непосредственное руководство организацией и ведением воздушно-химической обороны

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51