Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

. В ходе войны подтвердился принцип необходимости проведения заблаговременных мероприятий МПВО, прежде всего это касалось подготовки населения к противовоздушной и противохимической защите; подготовки сил и средств; приспособления имеющейся в народном хозяйстве техники и механизмов; накопления средств коллективной и индивидуальной защиты.

Опыт войны показал, что организация боевой деятельности МПВО должна быть рассчитана на продолжительное использование сил и средств, а не на кратковременное, как это предполагалось накануне войны. Поэтому высшей формой организации МПВО стали военизированные батальоны по типу частей Красной Армии. Однако основные силы МПВО составляли невоенизированные формирования.

В те годы на МПВО возлагались различные задачи: ликвидация очагов поражения; разборка завалов; ремонт зданий; восстановление водопроводных и канализационных сетей; восстановление трамвайных путей; ремонт шоссейных дорог; восстановление линий связи; ремонт и возведение мостов;  нахождение и обезвреживание нарезывавшихся бомб и снарядов; тушение пожаров; снос зданий, угрожающих жизни людей; строительство оборонительных сооружений; возведение противотанковых и противопехотных заграждений;  установка мин; строительство ложных объектов; оборудование станций и туннелей  метро под газоубежища; захоронение трупов и др. Таким образом силы МПВО обеспечивали жизнедеятельность населения, их способность трудиться и защищаться.

МПВО обеспечивала бесперебойную работу промышленных предприятий. С этой целью на железнодорожном транспорте прифронтовых районов создавались передвижные материально-технические базы, пункты медицинской помощи, обмывочные пункты, дегазационные летучки и восстановительные поезда. На предприятиях оборонного и важного народно-хозяйственного значения имелись постоянные аварийно-восстановительные отряды численностью от 150 до 500 человек .

Опыт создания таких отрядов заслуживает внимания с точки зрения защиты важных объектов экономики от высокоточного оружия и обеспечения их устойчивой работы в военное время.

Война показала: защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в военное время  является делом всего населения; правильность сложившейся системы подготовки кадров МПВО, которые обеспечили надежную защиту населения и народного хозяйства, населенных пунктов, их жизнедеятельность и бесперебойную работу промышленности, транспорта.

Главным итогом деятельности МПВО в годы войны является то, что противнику не удалось существенно нарушить работу нашего тыла и тем самым она внесла заметный вклад в победу над фашистской Германией.

На четвертом этапе, который длился с 1945 года по 1961 год произошло преобразование  МПВО  в ГО. Развитие военной техники после войны, появление и массовое поступление на вооружение  ядерного  оружия,  стратегических сил его доставки  потребовало создания единой общегосударственной системы защиты тыла страны.

В этот период происходили изменения в структуре управления МПВО. После реорганизации МВД СССР с 16 мая 1951 года ГУМПВО МВД СССР было преобразовано в Главное управление службы МПВО (ГУСМПВО) МВД СССР , аналогичные изменения осуществлялись и в МВД, УВД, а штабы МПВО городов (районов) были преобразованы в службу местной противовоздушной охраны МВД.  29 июня 1955 года ГУСМПВО МВД СССР было преобразовано в штаб МПВО страны. На местах управления службы заменены областными, краевыми, республиканскими штабами МПВО . По приказу МВД СССР от 28 июня 1954 года № 00565 в ГУСМПВО был создан научно-технический отдел . Указанные структурные изменения  стали следствием возложения  на МВД СССР задач проведения мероприятий по обеспечению защиты населения   страны  от ядерного оружия и подготовки населения к защите от бактериологического оружия .

Руководство СССР осознало необходимость осуществления  мероприятий по защите населения  от оружия массового поражения (ОМП) по всей территории страны, что нашло отражение в утвержденном правительством страны 14 апреля 1956 года Положении о местной противовоздушной обороне Союза ССР.

Начальником МПВО страны оставался министр внутренних дел СССР. Теперь он осуществлял руководство МПВО не через ГУСМПВО МВД СССР, которое было упразднено, а через штаб МПВО страны. Начальниками МПВО союзных и автономных республик оставались соответствующие министры внутренних дел. Начальниками МПВО краев, областей, городов и районов стали председатели их исполкомов Советов депутатов трудящихся.

Решение правительства страны о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО) в 1961 году , завершило процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения, объектов экономики и территорий  в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.

На следующем пятом этапе, который охватывает 1961-1972 годы, проходило становление гражданской обороны

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51