Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

– на командование соответствующих военных округов через их управления Военно-воздушных сил и созданные при них штабы воздушно-химической обороны (ВХО).

В 1929 году впервые были созданы штабы  ПВО районов по пассивной обороне.  Важные в военном и экономическом отношении предприятия получили название объектов ПВО или воздушно-химической обороны (ВХО) и они делились на две категории. К первой – были отнесены  наиболее крупные промышленные предприятия, электростанции, военные заводы, железнодорожные узлы, базы материально-технического снабжения, фабрики, сооружения, учреждения. Ко второй – менее важные в экономическом отношении заводы, фабрики, сооружения, учреждения. В соответствии с категорией устанавливался объем мероприятий по защите.  Так была введена  категорийность, в дальнейшем получившая название “по гражданской обороне”, сыгравшая важную роль в деле совершенствования защиты населения и территорий.

Начальниками ПВО районов в городах-пунктах ПВО были председатели исполнительных комитетов районных Советов, а на территориях, которые обслуживались отделениями милиции, начальники этих отделений.

В том же году во исполнение постановления Совета Народных  Комиссаров СССР приказом Реввоенсовета СССР № 371-71 в военных округах создаются управления ПВО, в состав которых включаются службы: инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки. Несколько позднее ( в 1931 году) были образованы противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие службы .

В конце 1931 года в Ленинграде впервые были созданы курсы усовершенствования старшего начальствующего состава ПВО и курсы по подготовке среднего начальствующего состава ПВО. Аналогичные курсы были созданы также в Москве и Ростове.

Одновременно с осуществлением государственных мер по укреплению ПВО страны расширялась общественная деятельность оборонных организаций, направленная на подготовку граждан к защите Отечества. Причиной к тому стала агрессивная политика набирающего силы германского империализма, проповедавшего стратегию “тотальной войны” .

В эти годы были созданы условия для перехода к новому этапу строительства МПВО, ее законодательному  оформлению в самостоятельную государственную систему по защите населения страны от авиационных ударов. Это было сделано в постановлении СНК СССР от 4 октября 1932 года,  утвердившем “Положение о противовоздушной обороне территории СССР” . Организационно  МПВО еще входила в систему ПВО страны. Руководство МПВО возлагалось на Народный комиссариат по военным и морским делам ( с 20 июня 1943 года Наркомат обороны СССР).

Второй этап, который можно охарактеризовать как этап совершенствования МПВО охватывает период с 1932 года по 1941 год.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 27 августа 1936 года руководители всех  наркоматов, а также военное ведомство в течение двух лет обязаны были привести в полную готовность к  противовоздушной и противохимической обороне  объекты народного хозяйства.  Был введен институт  начальников МПВО.

Формирования МПВО создавались в районах,  на предприятиях, в учреждениях и при домоуправлениях. Были образованы такие  формирования МПВО,  как  оповещения, охраны  порядка и наблюдения, противопожарные, медицинские, восстановительные, дегазационные и др.

В связи с тем, что усилия руководства Наркомата обороны (НКО) СССР  были сосредоточены на подготовке страны к вооруженной защите, СНК СССР принял решение от 7 октября 1940 года  о передаче МПВО в ведение  НКВД СССР.  Для руководства МПВО в составе НКВД СССР было образовано  Главное управление МПВО. Начальниками МПВО по должности были  наркомы внутренних дел республик, краев, областей. В городах и районах на этих должностях оставались председатели исполкомов соответствующих Советов.

Опираясь на поддержку местных органов Главное управление МПВО НКВД СССР осуществило ряд первоочередных мероприятий. Были подготовлены и разосланы на места указания и исходные данные для планирования, порядка оповещения и сбора личного состава по тревоге, развертывания сил и средств МПВО с введением “угрожаемого положения” и по сигналу “Воздушная тревога”,  а также порядка их действий .

18 мая 1941 года был издан совместный приказ НКВД СССР и НКО СССР, которым закреплялся порядок взаимодействия сил ПВО и МПВО.  В составе  НКВД,  а затем в  МВД СССР  система гражданской обороны  находилась в течение  20 лет.

В соответствие с военной доктриной СССР тех лет, которая не допускала отхода Красной Армии вглубь страны и возможности ведения военных действий на своей территории, мероприятия МПВО в полном объеме проводились лишь в приграничной зоне  на глубину дальности действий бомбардировочной  авиации противника. На остальной же территории страны работа по подготовке населения к противовоздушной и противохимической  защите проводилась лишь организациями Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР .

Несмотря на имеющиеся недостатки, МПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню развития средств воздушного нападения.

На третьем этапе в годы войны МПВО приобрела значительный опыт, многое было проверено, усовершенствовано и сделано заново

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51