Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, непосредственное – Министерством обороны СССР, а повседневное –  заместителем Министра обороны СССР –  начальником ГО СССР.

Для выполнения инженерно-технических, медицинских и других мероприятий ГО, подготовки для этого сил и средств создались службы  ГО. Они подразделялись на общесоюзные, республиканские, краевые, областные, районные, городские и объектовые. К общесоюзным службам относились: медицинская,  охраны общественного порядка, противопожарная и защиты сельскохозяйственных животных и растений.

К силам ГО, кроме служб, относились также невоенизированные формирования, воинские части ГО и привлекаемые в соответствии с  планами ГО организации и учреждения министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народных депутатов.

Силы ГО в мирное время могли привлекаться для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Структура и задачи ГО СССР максимально соответствовали  системе управления  централизованного государства   с административной системой управления экономикой. Гражданская оборона СССР  общепризнанно была самой мощной в мире системой защиты населения и обеспечения устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях войны с массированным применением современных средств  поражения.

1 декабря 1976 года в составе Министерства обороны СССР был создан ВНИИ ГО. Он являлся головным НИИ по проведению научных исследований  и подготовке предложений по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время, методическому руководству научными исследования в области ГО   в министерствах и ведомствах и координации  этой работы. В связи с этим в 1978 году в составе НЦИПУ Академии МВД СССР были созданы оборонные отделы, которые занимались научными исследованиями по защите личного состава ОВД от оружия массового поражения, по повышению устойчивости функционирования Министерства в военное время, по совершенствованию системы управления МВД СССР в военное время и другими проблемами. По заказу ВНИИ ГО было выполнено большое количество НИР, направленных  совершенствование ГО Министерства и СООП ГО.

На седьмом этапе, который длился с 1986 года по 1990 год осуществлялась перестройка ГО. Ориентация на решение задач только военного времени привела к тому, что ГО стояла в стороне от потребностей мирного времени. Гражданской обороной не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали  расширения задач, решаемых ею при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного времени.  Низка была готовность штабов ГО на местах.

Наиболее рельефно  эти недостатки проявились при аварии на Чернобыльской АЭС.  Опыт ликвидации ее последствий показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач мирного времени.  Структура ГО, состав сил и средств, система обучения и подготовки, ориентированные на выполнение задач только военного времени, уже не отвечали современным требованиям.

Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС потребовал принятия ряда безотлагательных мер по перестройке ГО в плане непосредственного решения задач по защите населения и территорий от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, промышленными авариями и катастрофами. Такие меры были определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 года № 886-213 “ О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны”.

Однако было бы неверно связывать коренную перестройку системы ГО только с Чернобыльскими событиями. Они явились лишь толчком, ускорившим процесс реорганизации. Необходимость изменения приоритетов ГО была вызвана:  1) ускорением  темпов и масштабов  научно-технической и производственной деятельности; 2) использованием в производстве сложных технологий и систем по выпуску опасной продукции; 3) износом технологического оборудования; 4) несоблюдением правил техники безопасности на производстве и др.  .

Последовавшие за чернобыльской аварией другие катастрофы, которые прокатились по территории СССР в 1986-90 годах, подтвердили правильность намеченных мер по повышению готовности ГО в условиях мирного времени. Однако жизнь показала, что система ГО самостоятельно не способна была обеспечить сохранение жизни людей в современных условиях. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального характера можно реально повысить эффективность защиты населения и территории при ЧС мирного времени и от военных действий. Необходимо было создать единую государственную систему предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Решить эту задачу предстояло на следующем этапе  развития ГО.

На восьмом этапе 15 декабря 1990 года было принято постановление Совета Министров СССР, которым было введено в действие  Временное положение о государственной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с ним система состояла из органов управления и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного характера. К органам управления относились комиссии по чрезвычайным ситуациям, создаваемые на разных уровнях территориального и ведомственного управления

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51