Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

. От дискретного на начальном этапе (в 1992-1993 гг.), когда общественные отношения в данной области регламентировались законодательными актами об обеспечении обороны и безопасности, введения чрезвычайного положения, охраны окружающей среды и повышения качества продукции.( К примеру, в Таджикистане, Грузии и Азербайджане  эти отношения  регламентировалась законами о чрезвычайном положении, в Узбекистане – о стандартизации и охране природы). К специальному – на втором этапе, когда в Молдавии в 1994 г. был принят закон “О гражданской защите” , а в Казахстане в 1997-1998 гг. были приняты законы в данной области по названию и содержанию соответствующие российским. Близкие по содержанию законы подготовлены на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. Кроме того, во многих государствах-участниках СНГ ускоренными темпами ведутся работы по принятию аналогичного российскому закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.Тем не менее, как показывает анализ, на сегодняшний день национальное законодательство государств-участников СНГ в области гражданской обороны остаётся слабо развитым, недостаточно интегрированным и унифицированным по отношению друг к другу, а имеющиеся различия объективно препятствуют Содружеству в реализации соответствующих мероприятий в данной области. Попытки их устранить пока не находят своего разрешения. При этом полной противоположностью государствам-участникам СНГ является практика и действия по претворению в жизнь программ и проектов в данной области государствами-членами Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Данное международное образование на основании своих учредительных документов предоставляет его исполнительным органам права и полномочия принимать решения, имеющие абсолютный приоритет перед национальным законодательством государств-членов ЕЭС и непосредственно влияющие на создание и функционирование общего рынка . Практическая деятельность органов власти и управления всех уровней, предприятий и общественных объединений в странах ЕЭС в этом направлении базируется на эффективном контроле и надзоре за выполнением норм и стандартов безопасности, экономической ответственности, целесообразности и заинтересованности, государственной экспертизе, лицензировании видов деятельности, декларировании безопасности промышленного объекта и многих других процедурах. Для реализации каждой из них разрабатываются соответствующие программы и проекты, которые по оценкам зарубежных специалистов наиболее эффективны в средне- и долгосрочных планах социально-экономического развития. К примеру, на сегодняшний день в западных странах разработаны программы по составлению карт распределения природных и техногенных рисков и управлению последними (аналогичная работа в настоящее время проводится МЧС России). При реализации  программ и проектов управления такими рисками исходным пунктом явилась разработка методов их количественной оценки, применяемой как к эксплуатируемым, так и к проектируемым объектам. При этом повысилась обоснованность нормативных требований по оценке готовности соответствующих органов управления, сил и средств к выполнению возложенных  задач, архитектурно-планировочных решений по размещению, проектированию и строительству промышленных объектов и жилой зоны, стандартов безопасности инженерных, коммунально-энергетических, транспортных  и иных систем с точки зрения их собственной устойчивости и выполнения ими своего предназначения.В конечном счете всё это обеспечивает в зарубежных странах эффективное функционирование систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, ставших в свою очередь неотъемлемой частью общегосударственного устройства, повышающих социальную защищенность населения и стабильность общества, способствующих их экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности.
Органы управления гражданской обороны в зарубежных странах
В странах Европы и США существуют различия в системе государственного управления гражданской обороной.Так, общегосударственным руководящим органом, занимающимся проблемами гражданской обороны в США, является Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях (FEMA). Его основная задача – планирование и осуществление мероприятий по подготовке защиты населения и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях, включая применение противником современных средств поражения ( в том числе, ядерного оружия); ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. К компетенции FEMA относятся функции по координации и поддержке мероприятий других федеральных министерств, ведомств и местных органов власти по гражданской обороне. Федеральные ресурсы по гражданской обороне используются на: 1) содержание персонала гражданской обороны на уровне штатов и на местах, обучение населения и проведение учений по гражданской обороне; 2) приобретение средств индивидуальной защиты, приборов химической и радиационной разведки, связи, оповещения и строительство защищенных пунктов управления; 3) обеспечение непрерывности управления и подготовку органов власти всех уровней по вопросам гражданской обороны и др. В своей работе FEMA руководствуется законом № 93-288 об оказании помощи при бедствиях и чрезвычайных ситуациях и законе о полномочии Федерального правительства по реагированию на ЧС. В случае возникновения ЧС глава исполнительной власти города, штата, округа, а на федеральном уровне – президент США, получив информацию о бедствии, задействует чрезвычайные оперативные центры (на региональном уровне создается также группа чрезвычайного реагирования из представителей  26 федеральных ведомств, учреждений   и  американского Красного Креста, и назначается федеральный координатор, который является представителем президента и руководит полевым штабом в районе бедствия).  Обеспечение действий  в ЧС осуществляется по 12 направлениям, за каждое из которых отвечает соответствующее учреждение:транспортное – министерство транспорта;связь

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51