Административно-правовая характеристика деятельности сил гражданской обороны
(Галицкая Н. В.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 5)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Н. В. ГАЛИЦКАЯ
Галицкая Н. В., доцент Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» <1> в ст. 15 определяет силы гражданской обороны, т. е. те подразделения и формирования, которые предназначены для проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К числу таких формирований Закон относит: ——————————— <1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 799.
воинские формирования; аварийно-спасательные формирования; спасательные службы. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» <2> предусматривает более объемный перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подразделяя их на две категории: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. ——————————— <2> СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3998.
При этом к первой категории относятся силы и средства: служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации; ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии; учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций представлены в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии; служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации; аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти. Решение задач в области гражданской обороны является основной задачей не всех войск, а только войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны), согласно Положению о Войсках гражданской обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784 <3>), являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. ——————————— <3> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2671.
Задачи Войск гражданской обороны подразделяются в зависимости от ситуации на разрешаемые в мирное время и в военное время. Задачи мирного времени могут быть обусловлены повседневной деятельностью или участием в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В своей повседневной деятельности Войска гражданской обороны решают следующие задачи: — осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности; — накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время; — участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций; — подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях; — участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. При участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций в компетенцию войск гражданской обороны входят: — ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним; — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры; — проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий; — проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров; — обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи; — участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи; — участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций; — участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения. В военное время войска гражданской обороны: — ведут радиационную, химическую и неспецифическую бактериологическую (биологическую) разведку в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; — проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; — проводят работы по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий; — обеспечивают ввод сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; — участвуют в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; — проводят пиротехнические работы, связанные с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов; — участвуют в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла. Аварийно-спасательное формирование согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» <4> — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. ——————————— <4> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503.
Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
——————————————————————