Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
– психологическая реабилитация после выполнения личным составом возложенных обязанностей. Первый этап реализуется в ходе проведения занятий по психологической подготовке личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях, в процессе постановки задачи и проведения инструктажа перед направлением в зону боевых действий. Второй – в зоне боевых действий. Их морально-психологическое воздействие на психику человека носит ярко выраженный негативный характер, в результате чего у отдельных сотрудников наблюдались достаточно сильные психологические расстройства. Поэтому устойчивое противостояние такому воздействию предполагает наряду с хорошо организованной психологической подготовкой личного состава осуществление эффективной психиатрической и психопрофилактической помощи, организуемой силами медицинских учреждений системы МВД России . Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС показал достаточно эффективные пути решения этой проблемы. Здесь были сформированы и хорошо себя зарекомендовали подвижные группы экстренной психиатрической помощи. В состав каждой группы входили два врача-психиатра и психолог, имеющие опыт работы в чрезвычайных ситуациях. Эти группы оснащались необходимым имуществом, транспортом и медикаментами. Работа групп организовывалась вахтовым методом. Приобретенный опыт оказания такой помощи применялся в условиях землетрясения в Армении и других ЧС. Группы психологического обеспечения подразделений МВД России действуют и при ликвидации незаконных террористических формирований в Чеченской Республике. Основными направлениями деятельности групп психологического обеспечения являются: 1) профессионально-психологическая подготовка личного состава, повышение его боеготовности и стрессоустойчивости; 2) выявление негативных факторов, влияющих на психологическое состояние и служебно-боевую готовность отдельных сотрудников и подразделений органов внутренних дел в целом; 3) осуществление контроля за психологическим состоянием личного состава, выявление показаний к психокоррекционной работе; 4) проведение психопрофилактических и психореабилитационных мероприятий, направленных на снятие острых проявлений посттравматических переживаний, нормализацию сна, восстановление работоспособности. В первую чеченскую компанию работой по психологическому обеспечению было охвачено 40 подразделений ОМОН и СОБР. Сотрудниками группы выявлено более 100 случаев расстройств психологического состояния и работоспособности личного состава. Для их устранения проведено большое количество психологических мероприятий, в том числе психодиагностических, занятий по обучению методами саморегуляции, консультаций по различным видам психотерапии. В целях повышения эффективности работы по психологическому обеспечению был оборудован и активно функционировал кабинет психологической разгрузки с пропускной способностью до 30 человек в сутки. На третьем этапе должно осуществляться обеспечение пострадавших в результате психологической помощью для их психотерапевтической и психофармалогической коррекции . Помимо сказанного необходимо проведение мероприятий по социально-психологической реабилитации пострадавших. Такие мероприятия проводятся с сотрудниками органов внутренних дел после возвращения их из зоны чеченского конфликта .Центры кризисной психологии действуют, например, на базе военного госпиталя НАТО в Брюсселе, имеются аналогичные службы в израильской армии, армиях США и Великобритании, в подразделениях полиции ряда стран – Германии, Нидерланд и др. . Помимо организационной и практической деятельности указанные центры осуществляют подготовку и повышение кадров психологов, врачей и среднего персонала, разрабатывают эффективные средства и методы противодействия стрессу, проводят научные исследования, включая прогноз «психологических потерь» и выработку тактики «управления стрессом» в организованных коллективах. Подводя итог сказанному, представляется возможным сделать следующие выводы.1. В целом нормативная правовая база по организации защиты личного состава органов внутренних дел от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, несмотря на выявленные недостатки, способствует выполнению возложенных служебно-боевых задач.2. В связи с принятием Федерального закона “О гражданской обороне” активизировалась работа по обновлению нормативно-правовой базы в области гражданской обороны, в том числе и в МВД России. В этих целях указанием Министра внутренних дел Российской Федерации от 17 сентября 1998 года № 1/5754 был утвержден План мероприятий МВД России по реализации Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне».3. Основная причина, которая тормозит этот процесс, проистекает из-за отсутствия ряда подзаконных актов в области гражданской обороны. Среди них, Положение о гражданской обороне в Российской Федерации и другие. Их принятие будет означать появление оснований и ориентиров для устранения существующих пробелов и противоречий в нормативном регулировании организации гражданской обороны в системе МВД России.4. Исследованиями установлено, что боевые действия вызывают у их участников психологическую дезадаптацию и изменения в психофизическом состоянии. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы психологической подготовки личного состава к деятельности при ведении военных действий.5. Нами были рассмотрены не все, а лишь наиболее актуальные проблемы правового регулирования и организации защиты личного состава в системе МВД России. Именно с их решением в первую очередь связаны перспективы достижения надлежащего уровня готовности к выполнению служебно-боевых задач в условиях военного времени.
4. Зарубежный опыт организации гражданской обороны
Институт гражданской обороны есть во всех развитых странах мира
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51