Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций

(Назаренко И. А.)

(«Административное право и процесс», 2007, N 2)

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

И. А. НАЗАРЕНКО

Назаренко И. А., кандидат юридических наук (ГУВД по г. Москве).

Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется в рамках единой системы управления ЧС. Органы внутренних дел, будучи одним из субъектов системы управления, в силу своей структуры являются также одной из ее функциональных подсистем.

В управленческой деятельности ОВД в условиях чрезвычайной ситуации выделяются три основные стадии: 1) оперативное реагирование; 2) чрезвычайное управление; 3) ликвидация чрезвычайных ситуаций.

На каждой из этих стадий органы внутренних дел выполняют различные задачи. На первой стадии происходит подготовка сил и средств ОВД к выполнению задач по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Вторая стадия включает в себя работу органов управления и системы управления в целом, с учетом создания в ее структуре дополнительных звеньев по руководству оперативно-служебной деятельностью собственных подразделений, оперативно-следственных групп, иных приданных сил и средств в районе выполнения задач.

Третья стадия охватывает выполнение органами управления мероприятий по нормализации обстановки и восстановлению жизнедеятельности в районе чрезвычайных ситуаций, оказание помощи территориальным органам внутренних дел.

Накопленный ОВД опыт в межнациональных конфликтах, во время землетрясений в Спитаке и Нефтегорске, взрыва на Чернобыльской АЭС и др. свидетельствует о том, что первый этап управленческой деятельности является во многом определяющим для всех последующих. Именно на данном этапе вырабатывается решение на подготовку и применение сил и средств ОВД, осуществляется предварительное планирование их использования, организуется целенаправленная подготовка личного состава, органов управления и всех видов обеспечения. От готовности и способности подразделений МВД России, других ведомств зависит эффективность их действий на втором и третьем этапах.

Проведенные исследования подтвердили важную роль органов внутренних дел при ЧС. 73,7% опрошенных руководителей ОВД считают, что стабилизация обстановки при ЧС природного и техногенного характера в полной мере зависит от деятельности ОВД, 26,3% — частично. Интересно, что значительно меньшая часть опрошенных (23,7%) считает, что стабилизация обстановки зависит от территориальных ОВД.

При формировании системы управления органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях необходимо учитывать ее особенности и отличительные свойства, не характерные для управления в обычных условиях. При этом следует иметь в виду, что управление ОВД осуществляется как в условиях, предшествующих чрезвычайной ситуации, так и непосредственно при ее наступлении. Все это требует создания иных по сравнению с обычными организационных структур и тактических схем.

Основное внимание и усилия в этой обстановке должны быть направлены не просто на охрану общественного порядка и борьбу с преступлениями, число которых значительно возрастает в таких ситуациях. Важнейшая задача органов внутренних дел и внутренних войск в чрезвычайных ситуациях — оказание неотложной помощи пострадавшим.

Сложившаяся система управления органами внутренних дел по предупреждению, борьбе и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций имеет ряд существенных недостатков и не вполне отвечает предъявляемым к ней требованиям.

К проблеме организационного порядка относится отсутствие четко организованной общегосударственной системы. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) криминальными чрезвычайными ситуациями не занимается, а иного органа пока не создано.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Основным же нормативным актом является Закон РСФСР «О милиции». В нем наиболее полно определены обязанности и права милиции. Так, при авариях, пожарах, катастрофах и иных стихийных бедствиях задачами милиции являются спасение людей, оказание им первой медицинской помощи, охрана имущества, оставшегося без присмотра, обеспечение правового режима, проведение карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (ст. 10, п. 13).

Особое место в системе органов МВД занимают внутренние войска. Оно определяется главным образом их высокой организацией, способностью быстро передислоцироваться, используемыми силами и средствами. На практике сотрудники МЧС РФ принимают участие в ликвидациях различного рода социальных конфликтов, например, в Северной Осетии и Ингушетии в 1992 г., в Чеченской Республике.

Законом РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены следующие задачи, стоящие перед ними: оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения.

Статья 18 Закона возлагает на специальные моторизованные воинские части, соединения и воинские части оперативного назначения оказание содействия ОВД в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечение охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, а также в обеспечении правового режима чрезвычайного положения.

Система управления органами внутренних дел при разнотипных чрезвычайных ситуациях должна соответствовать характеру ситуации, предполагаемой схеме ее развития, способной адекватно и быстро реагировать на различные изменения.

Организационно обеспечивают и управляют действиями сил органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при чрезвычайных ситуациях специально создаваемые органы оперативного управления — оперативные штабы. При объявлении чрезвычайного положения органам МВД, ФСБ, МО может быть поручено создание совместного оперативного штаба.

В состав оперативного штаба должны входить руководитель оперативного штаба — он же одновременно является и старшим оперативным начальником, заместители и члены штаба.

Руководителем оперативного штаба целесообразно назначать министра внутренних дел республики, начальника ГУВД, УВД. Он организует работу штаба, осуществляет подготовку сил и средств к действиям и управляет ими. При введении режима чрезвычайного положения руководитель совместного оперативного штаба назначается лицом (органом), который вводит такой режим.

Членами оперативного штаба могут быть руководители отраслевых служб МВД, ГУВД, УВД, личный состав которых привлекается для выполнения задач при чрезвычайных ситуациях, руководители других ведомств, личный состав которых также выполняет поставленные задачи.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления в состав оперативного штаба могут быть включены их полномочные представители. В состав оперативного штаба могут быть включены и представители органов, не входящих в структуру МВД РФ.

Основными задачами оперативного штаба при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются: обеспечение готовности сил и средств органов внутренних дел к действиям и управление ими.

Для решения этих задач оперативный штаб выполняет следующие функции:

а) по обеспечению готовности сил и средств органов внутренних дел к действиям в чрезвычайных ситуациях: разработку и совершенствование планов действий, организацию обучения личного состава выполнению задач, организацию психологической подготовки личного состава, разработку и проведение тренировок и учений личного состава, осуществление контроля за состоянием готовности сил и средств к действиям, разработку и организацию выполнения мероприятий по повышению готовности, совершенствование системы управления силами и средствами, развитие систем оповещения и сбора личного состава по тревоге, материально-техническое обеспечение, изучение и внедрение передового опыта действий сил и средств, организацию управления и всестороннего обеспечения;

б) по управлению силами и средствами в чрезвычайных ситуациях:

введение в действие соответствующего специального плана, сбор и приведение в готовность сил и средств, развертывание пунктов управления и организацию связи, сбор и анализ информации об обстановке, принятие решений на развертывание и действия сил и средств (в том числе и на проведение операций), информацию об обстановке и принятом решении руководителей соответствующих органов администрации, правоохранительных структур, вышестоящих органов внутренних дел, объявление решения, постановку задач руководителям сил и средств, привлекаемых к действиям в соответствии с планом, организацию взаимодействия, транспортировки (перевозки) сил и средств к местам действий, тыловое и техническое обеспечение личного состава, контроль за исполнением отданных распоряжений, оказание помощи в выполнении поставленных задач и поддержание взаимодействия, обеспечение проведения мероприятий по ликвидации последствий, создавшихся в результате сложившихся ситуаций, проведение разбора выполнения задач, внесение изменений (дополнений) в план действий, разработку мероприятий по совершенствованию подготовки сил и средств.

——————————————————————