Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
. Развитие военной техники после войны, появление и массовое поступление на вооружение ядерного оружия, стратегических сил его доставки потребовало создания единой общегосударственной системы защиты тыла страны. В этот период происходили изменения в структуре управления МПВО. После реорганизации МВД СССР с 16 мая 1951 года ГУМПВО МВД СССР было преобразовано в Главное управление службы МПВО (ГУСМПВО) МВД СССР , аналогичные изменения осуществлялись и в МВД, УВД, а штабы МПВО городов (районов) были преобразованы в службу местной противовоздушной охраны МВД. 29 июня 1955 года ГУСМПВО МВД СССР было преобразовано в штаб МПВО страны. На местах управления службы заменены областными, краевыми, республиканскими штабами МПВО . По приказу МВД СССР от 28 июня 1954 года № 00565 в ГУСМПВО был создан научно-технический отдел . Указанные структурные изменения стали следствием возложения на МВД СССР задач проведения мероприятий по обеспечению защиты населения страны от ядерного оружия и подготовки населения к защите от бактериологического оружия . Руководство СССР осознало необходимость осуществления мероприятий по защите населения от оружия массового поражения (ОМП) по всей территории страны, что нашло отражение в утвержденном правительством страны 14 апреля 1956 года Положении о местной противовоздушной обороне Союза ССР.Начальником МПВО страны оставался министр внутренних дел СССР. Теперь он осуществлял руководство МПВО не через ГУСМПВО МВД СССР, которое было упразднено, а через штаб МПВО страны. Начальниками МПВО союзных и автономных республик оставались соответствующие министры внутренних дел. Начальниками МПВО краев, областей, городов и районов стали председатели их исполкомов Советов депутатов трудящихся.Решение правительства страны о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО) в 1961 году , завершило процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения, объектов экономики и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.На следующем пятом этапе, который охватывает 1961-1972 годы, проходило становление гражданской обороны. Отличие системы ГО от МПВО состояло в следующем: 1) все мероприятия ГО планировались и реализовывались по всей территории страны и касались каждого гражданина и коллектива; 2) система защитных мер должна была обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов оружия массового поражения, что усложняло задачу; 3) расширился круг задач, решаемых ГО, в частности повышение устойчивости функционирования промышленности в военное время; 4) опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что многократно возросла сложность выполнения задачи по ликвидации последствий применения оружия массового поражения, когда одновременно необходимо оказывать помощь сотням тысяч пострадавших и ликвидировать огромные массовые разрушения и др.В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий предшествует так называемый “особый период”. Предполагалось, что этот период продлиться от нескольких дней до нескольких месяцев и стороны смогут провести необходимые подготовительные мероприятия по защите населения. В соответствии с этой концепцией все мероприятия ГО делились на три группы. Мероприятия первой группы проводились заблаговременно в мирное время. К ним относились: а) разработка планов ГО; б) подготовка органов управления и сил ГО; в) создание фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, пунктов управления, систем оповещения, обучение населения и др. Мероприятия второй группы проводились в “особый период”. К ним относились: а) наращивание фонда защитных сооружений; б) перевод системы с мирного на военное положение; в) развертывание сил; проведение эвакуационных мероприятий и др.К третьей группе относились мероприятия, проводимые в военное время.Был принят принцип дифференцированного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны были продолжить работу в военное время в категорированных городах. Таких убежищ требовалось, примерно, для 15 млн. человек.Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону. В ней предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. В случае применения ОМП должны быть организованы массовые спасательные работы в очагах поражения.На государственном уровне эта концепция была закреплена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года № 1132-416 “О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения”, которые называют основными принципами защиты населения. В системе ГО, в основном, сохранилась структура органов и сил МПВО. Вместе с тем, были внесены и существенные коррективы. Укреплялись территориальные звенья, была увеличена штатная численность штабов ГО республик, краев, областей, городов. Одновременно усиливалась ведомственная составляющая ГО. Кроме территориальной системы органов ГО, во всех министерствах и ведомствах стали создаваться ведомственные структуры ГО.Таким образом, структура ГО перешла на построение по территориально-производственному принципу. На шестом этапе в период 1972-1986 годов проходило развитие и совершенствование ГО. В начале 70-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение “концепция первого обезоруживающего удара” . Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности, размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51