Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
. В США, например, подобная деятельность считается одним из основных направлений в достижении национальной безопасности.
Поэтому в решении вопросов защиты населения и территорий от внешних и внутренних угроз зарубежными странами накоплен значительный опыт, созданы эффективные системы управления, ресурсного обеспечения действий сил и средств в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени .
В этом параграфе мы остановимся на особенностях нормативно-правового обеспечения, государственного управления гражданской обороной в промышленно развитых зарубежных странах и участия полиции и вспомогательных сил в проведении ее мероприятий.
Особенности нормативного и правового обеспечения гражданской обороны в промышленно развитых зарубежных странах
В промышленно развитых зарубежных странах (США, Германии, Франции, Великобритании, Италии и Японии) основные работы по формированию и развитию нормативно-правовой базы в области гражданской обороны, к которой относится защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, были развернуты после окончания второй мировой войны. Практически во всех этих государствах к настоящему времени создано хорошо отработанное и развернутое (по вертикали и горизонтали) соответствующее национальное законодательство, которое эффективно осуществляет правовое регулирование общественных отношений при выполнении задач по защите людей и обеспечению устойчивого функционирования инфраструктуры, управленческих и производственно-экономических систем в мирное и военное время, экстренному реагированию и оказанию помощи пострадавшим, а так же восстановлению нормальных условий жизнедеятельности всех субъектов права. При этом необходимо отметить, что в зарубежных странах законы по данным вопросам принимались в разное время. Где-то раньше, где-то – позже, при этом объединяющей основой являются во-первых, определенное своеобразие и специфику, являющиеся следствием форм государственного устройства и управления, уровня социально-экономического развития этих стран, особенностей их географического положения, а также путей и способов достижения своей национальной безопасности; во-вторых, идентичность по структуре и содержанию, отражающую корпоративность взглядов членов военно-политических и экономических сообществ и союзов.
Во Франции такое регулирование осуществляется законом “О гражданской обороне, защите лесов от пожаров и о предупреждении чрезвычайных ситуаций” (1987 г.) , которым регламентируется: развитие и совершенствование соответствующей системы защиты населения и территорий, а также её деятельность в мирное и военное время; организация подготовки органов управления, сил и средств к выполнению возложенных задач; всеобщее обучение населения, порядок их оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций; материально-техническое обеспечение и взаимодействие при ведении аварийно-спасательных и ряд других неотложных работ в районах бедствия.
В Германии защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера обеспечивается различными законами, которые в той или иной степени регулируют порядок взаимоотношений и действий субъектов права, либо ограничивая, либо расширяя их полномочия в зависимости от обстановки. Однако, основная работа в данной области осуществляется во исполнение законов “О строительстве защитных сооружений в целях защиты гражданского населения” (1965 г.), “О службе технической помощи в чрезвычайных ситуациях” (1950 г. с изменениями и дополнениями 1990 г.), “О защите населения Федеративной Республики Германии” (1976 г.) . В последнем дано понятие защиты населения и территорий, изложены нормы международного права по этой проблеме и перечень соответствующих мероприятий, среди которых самозащита населения и объектов экономики, оповещение людей и органов управления об опасности, а также регулирование их деятельности и содержание помещений в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и т.д.). В нём определены полномочия органов государственной власти Германии в данной области и порядок передачи (в случае необходимости) управления от Федерального союза к Федеральному управлению самозащиты, оказания помощи населению со стороны Службы защиты населения от катастроф и дополнительного медицинского обеспечения, а также меры ответственности за нарушение требований закона. Приводятся также структура Службы защиты населения от катастроф и порядок её подготовки к выполнению возложенных задач.
Практически аналогичными являются подходы и методология нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной области в Швейцарии, где с 1959 г. Конституцией страны эти вопросы отнесены к компетенции Конфедерации. Для реализации конституционных требований здесь был принят целый ряд законодательных актов, включая федеральные законы “О гражданской обороне” (1962 г.) и “О сооружениях гражданской обороны” (1963 г.), “О защите культурных ценностей” (1966 г.) и Концепцию гражданской обороны (1971 г.) , определяющих цели, задачи и организацию государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, порядок подготовки населения и действий органов власти и управления всех уровней, а также применения соответствующих сил и средств в различных условиях обстановки
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51