Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
– на командование соответствующих военных округов через их управления Военно-воздушных сил и созданные при них штабы воздушно-химической обороны (ВХО).
В 1929 году впервые были созданы штабы ПВО районов по пассивной обороне. Важные в военном и экономическом отношении предприятия получили название объектов ПВО или воздушно-химической обороны (ВХО) и они делились на две категории. К первой – были отнесены наиболее крупные промышленные предприятия, электростанции, военные заводы, железнодорожные узлы, базы материально-технического снабжения, фабрики, сооружения, учреждения. Ко второй – менее важные в экономическом отношении заводы, фабрики, сооружения, учреждения. В соответствии с категорией устанавливался объем мероприятий по защите. Так была введена категорийность, в дальнейшем получившая название “по гражданской обороне”, сыгравшая важную роль в деле совершенствования защиты населения и территорий.
Начальниками ПВО районов в городах-пунктах ПВО были председатели исполнительных комитетов районных Советов, а на территориях, которые обслуживались отделениями милиции, начальники этих отделений.
В том же году во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров СССР приказом Реввоенсовета СССР № 371-71 в военных округах создаются управления ПВО, в состав которых включаются службы: инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки. Несколько позднее ( в 1931 году) были образованы противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие службы .
В конце 1931 года в Ленинграде впервые были созданы курсы усовершенствования старшего начальствующего состава ПВО и курсы по подготовке среднего начальствующего состава ПВО. Аналогичные курсы были созданы также в Москве и Ростове.
Одновременно с осуществлением государственных мер по укреплению ПВО страны расширялась общественная деятельность оборонных организаций, направленная на подготовку граждан к защите Отечества. Причиной к тому стала агрессивная политика набирающего силы германского империализма, проповедавшего стратегию “тотальной войны” .
В эти годы были созданы условия для перехода к новому этапу строительства МПВО, ее законодательному оформлению в самостоятельную государственную систему по защите населения страны от авиационных ударов. Это было сделано в постановлении СНК СССР от 4 октября 1932 года, утвердившем “Положение о противовоздушной обороне территории СССР” . Организационно МПВО еще входила в систему ПВО страны. Руководство МПВО возлагалось на Народный комиссариат по военным и морским делам ( с 20 июня 1943 года Наркомат обороны СССР).
Второй этап, который можно охарактеризовать как этап совершенствования МПВО охватывает период с 1932 года по 1941 год.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 27 августа 1936 года руководители всех наркоматов, а также военное ведомство в течение двух лет обязаны были привести в полную готовность к противовоздушной и противохимической обороне объекты народного хозяйства. Был введен институт начальников МПВО.
Формирования МПВО создавались в районах, на предприятиях, в учреждениях и при домоуправлениях. Были образованы такие формирования МПВО, как оповещения, охраны порядка и наблюдения, противопожарные, медицинские, восстановительные, дегазационные и др.
В связи с тем, что усилия руководства Наркомата обороны (НКО) СССР были сосредоточены на подготовке страны к вооруженной защите, СНК СССР принял решение от 7 октября 1940 года о передаче МПВО в ведение НКВД СССР. Для руководства МПВО в составе НКВД СССР было образовано Главное управление МПВО. Начальниками МПВО по должности были наркомы внутренних дел республик, краев, областей. В городах и районах на этих должностях оставались председатели исполкомов соответствующих Советов.
Опираясь на поддержку местных органов Главное управление МПВО НКВД СССР осуществило ряд первоочередных мероприятий. Были подготовлены и разосланы на места указания и исходные данные для планирования, порядка оповещения и сбора личного состава по тревоге, развертывания сил и средств МПВО с введением “угрожаемого положения” и по сигналу “Воздушная тревога”, а также порядка их действий .
18 мая 1941 года был издан совместный приказ НКВД СССР и НКО СССР, которым закреплялся порядок взаимодействия сил ПВО и МПВО. В составе НКВД, а затем в МВД СССР система гражданской обороны находилась в течение 20 лет.
В соответствие с военной доктриной СССР тех лет, которая не допускала отхода Красной Армии вглубь страны и возможности ведения военных действий на своей территории, мероприятия МПВО в полном объеме проводились лишь в приграничной зоне на глубину дальности действий бомбардировочной авиации противника. На остальной же территории страны работа по подготовке населения к противовоздушной и противохимической защите проводилась лишь организациями Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР .
Несмотря на имеющиеся недостатки, МПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню развития средств воздушного нападения.
На третьем этапе в годы войны МПВО приобрела значительный опыт, многое было проверено, усовершенствовано и сделано заново
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51