Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
. Группы психологического обеспечения подразделений МВД России действуют и при ликвидации незаконных террористических формирований в Чеченской Республике.
Основными направлениями деятельности групп психологического обеспечения являются: 1) профессионально-психологическая подготовка личного состава, повышение его боеготовности и стрессоустойчивости; 2) выявление негативных факторов, влияющих на психологическое состояние и служебно-боевую готовность отдельных сотрудников и подразделений органов внутренних дел в целом; 3) осуществление контроля за психологическим состоянием личного состава, выявление показаний к психокоррекционной работе; 4) проведение психопрофилактических и психореабилитационных мероприятий, направленных на снятие острых проявлений посттравматических переживаний, нормализацию сна, восстановление работоспособности.
В первую чеченскую компанию работой по психологическому обеспечению было охвачено 40 подразделений ОМОН и СОБР. Сотрудниками группы выявлено более 100 случаев расстройств психологического состояния и работоспособности личного состава. Для их устранения проведено большое количество психологических мероприятий, в том числе психодиагностических, занятий по обучению методами саморегуляции, консультаций по различным видам психотерапии. В целях повышения эффективности работы по психологическому обеспечению был оборудован и активно функционировал кабинет психологической разгрузки с пропускной способностью до 30 человек в сутки.
На третьем этапе должно осуществляться обеспечение пострадавших в результате психологической помощью для их психотерапевтической и психофармалогической коррекции . Помимо сказанного необходимо проведение мероприятий по социально-психологической реабилитации пострадавших. Такие мероприятия проводятся с сотрудниками органов внутренних дел после возвращения их из зоны чеченского конфликта .
Центры кризисной психологии действуют, например, на базе военного госпиталя НАТО в Брюсселе, имеются аналогичные службы в израильской армии, армиях США и Великобритании, в подразделениях полиции ряда стран – Германии, Нидерланд и др. .
Помимо организационной и практической деятельности указанные центры осуществляют подготовку и повышение кадров психологов, врачей и среднего персонала, разрабатывают эффективные средства и методы противодействия стрессу, проводят научные исследования, включая прогноз «психологических потерь» и выработку тактики «управления стрессом» в организованных коллективах.
Подводя итог сказанному, представляется возможным сделать следующие выводы.
1. В целом нормативная правовая база по организации защиты личного состава органов внутренних дел от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, несмотря на выявленные недостатки, способствует выполнению возложенных служебно-боевых задач.
2. В связи с принятием Федерального закона “О гражданской обороне” активизировалась работа по обновлению нормативно-правовой базы в области гражданской обороны, в том числе и в МВД России. В этих целях указанием Министра внутренних дел Российской Федерации от 17 сентября 1998 года № 1/5754 был утвержден План мероприятий МВД России по реализации Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне».
3. Основная причина, которая тормозит этот процесс, проистекает из-за отсутствия ряда подзаконных актов в области гражданской обороны. Среди них, Положение о гражданской обороне в Российской Федерации и другие. Их принятие будет означать появление оснований и ориентиров для устранения существующих пробелов и противоречий в нормативном регулировании организации гражданской обороны в системе МВД России.
4. Исследованиями установлено, что боевые действия вызывают у их участников психологическую дезадаптацию и изменения в психофизическом состоянии. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы психологической подготовки личного состава к деятельности при ведении военных действий.
5. Нами были рассмотрены не все, а лишь наиболее актуальные проблемы правового регулирования и организации защиты личного состава в системе МВД России. Именно с их решением в первую очередь связаны перспективы достижения надлежащего уровня готовности к выполнению служебно-боевых задач в условиях военного времени.
4. Зарубежный опыт организации гражданской обороны
Институт гражданской обороны есть во всех развитых странах мира. Руководство стран, входящих в НАТО и другие союзы, считает, что деятельность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и военных действий является видом стратегического обеспечения их жизнедеятельности
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51