Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
. Основными задачами службы являются: организация мероприятий радиационной и химической защиты личного соcтава органов внутренних дел; планирование и организация выполнения мероприятий РХЗ при применении оружия массового поражения, при авариях на радиационно и химически опасных объектах; организация и руководство деятельностью штатных и нештатных специалистов службы; организация, методическое руководство и контроль обучения сотрудников по РХЗ при применении оружия массового поражения, при возникновении радиационных и химических аварий; осуществление контроля за выполнением положений и требований нормативных актов, регламентирующих порядок выполнения мероприятий РХЗ в органах внутренних дел .
В МВД, ГУВД, УВД служба создается в составе подразделений боевой и мобилизационной готовности, а также в составе воинских частей органов внутренних дел МВД России военного времени.
Планирование мероприятий по защите личного состава, как уже отмечалось, осуществляется в планах гражданской обороны органов внутренних дел .
Правовое регулирование защиты личного состава представлено пакетом нормативных правовых актов, достаточно полно регламентирующих различные направления этой деятельности. В настоящее время насчитывается более 100 ведомственных документов, регламентирующих вопросы: планирования мероприятий ГО (приказ МВД России от 7 августа 1997 года № 042); обеспечения личного состава ОВД средствами коллективной и индивидуальной защиты (приказы МВД СССР от 4 января 1984 года № 03, от 13 июня 1980 года № 0464, от 22 октября 1986 года № 0295, от 27 января 1988 года № 028 и др.); рассредоточения личного состава (указание МВД СССР от 11 апреля 1980 года № 61с); выявления и оценки в органах внутренних дел радиационной и химической обстановки (приказы МВД СССР от 27 июля 1984 года № 0020, от 30 марта 1972 года № 0155, приказ МВД России от 30 ноября 1993 года № 069 и др.); проведения дозиметрического и химического контроля (письмо МВД России от 17 мая 2000 года № 1/9374 и др.); проведение специальной обработки в органах внутренних дел (письмо МВД России от 17 мая 2000 года № 1/9374 и др.); медицинского обеспечения личного состава ОВД (приказ МВД России от 3 декабря 1992 года № 085, указание МВД СССР от 24 октября 1990 года № 23, письмо Медицинского управления МВД СССР от 21 сентября 1978 года 11/1-903с и др.); подготовки личного состава органов внутренних дел по защите от современных средств нападения (приказ МВД России от 30 ноября 1993 года № 511 и др.) и другие вопросы.
В то же время, следует отметить, что анализ этих документов выявил ряд недостатков в рассматриваемом вопросе, а именно: а) неполное соответствие табельных средств индивидуальной защиты личного состава условиям выполнения служебных задач при применении обычных вооружений, преобладанием в них СИЗ, предназначенных для защиты от поражающих факторов оружия массового уничтожения; б) отсутствие в нормах положенности приборов дозиметрического контроля с широким диапазоном измерений, средств надежной идентификации аварийно химически опасных веществ. Эти трудности главным образом обусловлены недостаточным финансированием системы МВД России.
Анализ практики организации гражданской обороны свидетельствует о том, что в ряде органов внутренних дел в этой части имеются недостатки. Наиболее типичными из них являются:
неполная и некачественная разработка (корректировка) плана ГО МВД, ГУВД, УВД; несогласованность документов этого плана с мобилизационными планами и планами боевой готовности по содержанию мероприятий, времени, месту выполнения, средствам и исполнителям;
ненадлежащая организация эксплуатации и хранения вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты. Не осуществление поверки (градуировка) приборов радиационной и химической разведки и контроля, не закрепление их за конкретными сотрудниками. Не проведение ежегодных проверок герметичности и технической исправности фильтрующих противогазов. Неполное обеспечение личного состава фильтрующими противогазами;
неготовность защитных сооружений к приему укрываемых. По ряду причин (подтопление грунтовыми водами, неисправность оборудования) они не могут быть использованы по прямому назначению для защиты сотрудников;
слабая подготовка руководящего состава органов внутренних дел к выполнению задач по выявлению и оценке складывающейся обстановки, принятию решений и организации управления подчиненными при выполнении задач гражданской обороны;
отсутствие у сотрудников органов внутренних дел устойчивых навыков по использованию средствами индивидуальной и коллективной защиты, применению приборов радиационной и химической разведки и контроля, а также средств специальной обработки;
неудовлетворительная организация и формальный характер отработки и сдачи нормативов по защите от современных средств поражения и др. .
В специальной литературе рассматриваемому вопросу уделяется должное внимание. В одних работах раскрываются организационные особенности проведения мероприятий по радиационной и химической защите личного состава . В других – ставятся проблемные вопросы и предлагаются пути их решения .
Так, В.С. Бадаев рассматривает особенности организации и подготовки химических наблюдательных постов, которые развертываются на объектах ГО органов внутренних дел с введением соответствующей степени готовности. Он подчеркивает, что с этого момента радиационное и химическое наблюдение ведется постоянно со снятием с приборов показаний не менее 4-х раз в сутки. Посты комплектуются заблаговременно в мирное время силами и средствами. Уже в мирное время посты должны быть готовы к выполнению ряда задач
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51