Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны

.  По опубликованным данным , в зоне наиболее интенсивных военных действий в районе Косово,  страны НАТО  нанесли авиационные ракетно-бомбовые удары более чем по 600 выявленным целям транспорта и военной техники, однако после ввода в эти районы наземных сил были обнаружены  следы фактического поражения менее 50 объектов. По мнению военных специалистов, основная масса ударов была нанесена по ложным целям.   Особое внимание уделялось повышению устойчивости связи, тем более, что стационарные радиоизлучающие объекты находились под постоянным воздействием как средств поражения, так и средств радиоэлектронной борьбы. В частности, применялись подвижные ретрансляторы, в качестве которых использовались носимые радиостанции с коротким временем активной работы и быстрым изменением дислокации.  Подразделения МВД часто перемещались, запасы ГСМ рассредотачивались. Тем не менее, по   официальным данным, потери сотрудников полиции от ударов НАТО были примерно равны потерям в вооруженных силах  и составляли около 25%  людских потерь Югославии  за время конфликта.

Заключение

В последние годы в России создаются качественно новые правовые и организационные  условия развития общественных отношений во всех сферах государственной жизни. Это безусловно относится и к сфере обороны. Наша страна  активно формирует новую   законодательную базу , создает государственные структуры, ищет оптимальные варианты эффективности функционирования государственного механизма в этой сфере. Авторы считают целесообразным и необходимым разумное использование зарубежного опыта.

Несовершенство системы государственного управления России в    вопросах защиты населения и территорий можно проиллюстрировать на следующем примере. В Конституции Российской Федерации деятельность по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера( ЧС мирного времени) отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.В то же время подробные задачи  по защите населения и объектов экономики от опасностей, возникающих при  ведении военных действий и вследствие этих действий отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. В ряде публикаций отмечалось, что это определило  существование в стране де-юре двух параллельных организационных структур: единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и системы гражданской обороны. Такое положение негативным образом сказывается на деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно создает определенные сложности как по формированию единой системы, так и по созданию нормативной правовой базы ее функционирования. Как следует из вышеизложенного- это не соответствует и мировой практике .  Зарубежный опыт еще раз подтверждает необходимость объединения этих двух систем в одну.

Учитывая геополитические особенности Российской Федерации, возложение задач по защите населения и территорий от ЧС различного характера на систему МВД России, как в странах Западной Европы, для нашей страны нецелесообразно. В этом случае для нас более предпочтительным является использование опыта деятельности  FEMA  США.

Аналогично зарубежному опыту нормативная база определяет, что органы внутренних дел будут принимать активное участие в проведении мероприятий гражданской обороны. На МВД России возложена задача по созданию двух федеральных служб гражданской обороны – охраны общественного порядка и противопожарной . Хотя сами органы внутренних дел не подлежат  развертыванию и остаются в пределах штатной численности мирного времени. Однако в условиях военного времени предусмотрено создание дополнительных войсковых формирований, предназначенных  для содействия ОВД в  выполнении возложенных на них задач.  В то же время задача повышения устойчивости функционирования сил полиции в условиях военного времени решается в основном  системой подготовки добровольных формирований,   проходящих специальную  и военную подготовку.     Этот опыт так же может быть востребован в условиях России с учетом ряда таких фактов, как : состояние экономики, степень стабильности общества, менталитет нации и т.д.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Дюков А.Н., Мелехин А.В., Попова Н.Ф.

Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
Пособие

Москва 2002

Введение

1. Становление системы гражданской обороны Российской Федерации
Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы, которая возложена в нашей стране на гражданскую оборону , издавна является одной из актуальных проблем человечества. С развитием средств вооруженной борьбы в геометрической прогрессии возрастают угрозы жизни и здоровью населения. В этой связи, состояние тыла воюющих государств имеет огромное значение для победы в войне. В начале ХХ века наиболее эффективным средством воздействия на тыл  стала боевая авиация, способная наносить удары по промышленным объектам, коммуникациям, населенным пунктам, находящимся на значительном удалении от линии фронта. Тыл воюющих государств перестал быть зоной,  находящейся вне сферы вооруженной борьбы. Научно-технический прогресс привел к появлению еще одного средства поражения войск и населения – химического оружия. Впервые оно было применено немецкой армией в апреле 1915 года в виде газовой атаки хлором. Жертвами стали 5 тысяч французских и бельгийских солдат.В Советской России для защиты населения  от налетов немецкой авиации на Петроград в феврале 1918 года была создана противовоздушная оборона (ПВО). Руководство ПВО возлагалось на народного комиссара по военным делам. В развитии гражданской обороны страны Шойгу С.К

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51