Отечественный и зарубежный опыт ведения гражданской обороны
. В нем определялось, что службу ООП ГО создает МВД СССР на базе милиции для разработки и осуществления мероприятий по охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения, учета потерь населения не только в военное время, но и при ликвидации последствий стихийных аварий, промышленных аварий и катастроф. Служба создавалась на базе самостоятельных структурных подразделений МВД, УВД, ГРЛОВД и их сил, а также частей охраны порядка и безопасности, формируемых на военное время.
Непосредственное руководство ей осуществлял начальник общесоюзной службы ООП ГО – заместитель министра внутренних дел СССР, курирующий ГУООП. Начальником Штаба службы назначался начальник ГУООП МВД СССР. Мероприятия службы планировались и отражались в плановых документах сначала на военное время, а после аварии на Чернобыльской АЭС – и на случай ликвидации последствий ЧС мирного времени.
Несмотря на наличие правовых основ подготовки и функционирования службы ООП ГО, попытки ее непосредственного привлечения для организации деятельности службы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера оказались безуспешными. Опыт участия органов внутренних дел в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций со всей очевидностью показал, что она никогда не выступала как организационная единица. В мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф участвовали все силы и средства органов внутренних дел, а не только те, которые формально были объединены в службу ООП ГО. Для обеспечения общественного порядка и общественного безопасности привлекались силы и средства не только милиции, но и других служб органов внутренних дел .
Практика деятельности органов внутренних дел по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени показала, что служба ООП ГО существует только на бумаге. Этим по-видимому можно объяснить, тот факт, что приказ МВД России № 301 дсп – 93 г. отменил создание службы на базе Министерства.
Упразднение службы ООП ГО на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации юридически было неправомерно, так как отменить ее создание может только начальник гражданской обороны России, которым является Председатель Правительства страны.
Предложения по упразднению службы охраны общественного порядка гражданской обороны высказывались на научно-практической конференции «Проблемы повышения готовности органов внутренних дел к охране общественного порядка и безопасности в особых условиях» в ноябре 1989 года , на совещаниях работников мобилизационных подразделений органов внутренних дел . Но, эти предложения не прошли.
После принятия Федерального закона “О гражданской обороне” служба стала называться федеральной службой гражданской обороны охраны общественного порядка (федеральная служба ГО ООП) . Предусмотрено, что она создается на базе милиции общественной безопасности в целях организации и проведения мероприятий гражданской обороны, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, маршрутах эвакуации населения, а также обеспечения охраны материальных и культурных ценностей. Для решения задач службы могут с привлекаться другие подразделения органов внутренних дел, а также соединения и части внутренних войск МВД России. Нетрудно заметить, что при такой формулировке целей создания службы вне ее правомочий остались обеспечение безопасности дорожного движения и учет потерь населения. Однако, выполнять эти задачи службе придется, так как без их выполнения невозможно будет успешно провести мероприятия гражданской обороны.
При рассмотрении сущности задач, возложенных на службу ГО ООП видно, что они являются задачами, возложенными на Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые оно призвано выполнять в любых условиях, в том числе и при ликвидации последствий ЧС мирного времени и в военное время. Поясним это на примере рассмотрения сущности понятия обеспечение общественного порядка . В условиях проведения мероприятий гражданской обороны сущность обеспечения общественного порядка остается неизменной, перемены происходят в тактике деятельности органов внутренних дел. Общественный порядок при этом включает общественные отношения между людьми, складывающиеся при проведении мероприятий гражданской обороны. Он выражается в поведении граждан и действиях должностных лиц в местах осуществления указанных мероприятий, в фактическом соблюдении гражданами и должностными лицами адресованных им запретов, дозволений и предписаний, закрепленных в соответствующих правовых нормах.
Общественный порядок и его охрана в мирное время связаны главным образом с пребыванием людей в общественных местах, обеспечением при этом спокойствия, личной и имущественной безопасности граждан , то в военное время общественный порядок и его охрана будут связаны прежде всего с защитой населения от негативных факторов применения современных средств поражения, с обеспечением действий сил гражданской обороны по ликвидации их последствий.
Вопросу обеспечения общественного порядка и безопасности дорожного движения при проведении мероприятий гражданской обороны много внимания уделяется в специальной юридической литературе. Теоретические и практические аспекты проблемы рассматривались в работах В.А.Баранова, В.И.Ильичева, В.В.Князева, Б.Ф.Левчука, Ф.С.Разаренова, Е.С. Слесаревой, С.И
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51