Место правоохранительной функции в системе иных функций государства
(Гулягин А. Ю.) («Юридический мир», 2011, N 7)
МЕСТО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ИНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
А. Ю. ГУЛЯГИН
Гулягин Александр Юрьевич, заместитель прокурора Владимирской области, кандидат юридических наук.
В статье автор посредством классификации основных функций государства указывает среди них место правоохранительной функции как основной, постоянной, внутренней социальной функции. Делается акцент на обусловленность тех или иных функций современным состоянием и развитием общества, государства и иными комплексными предпосылками.
Ключевые слова: функции, функции государства, правоохранительная функция.
Place of law-enforcement function in the system of other functions of the state A. Yu. Gulyagin
The author of the article on the basis of classification of fundamental functions of the state points out the place of law-enforcement function among them as a basic, permanent, internal, social function. The author makes accent on dependence of one or another function on contemporary state and development of society, state and other complex prerequisites.
Key words: functions, functions of the state, law-enforcement function.
Для того что бы увидеть место правоохранительной функции в системе функций государства, представляется необходимым вести разговор о разграничении функций государства, их классификации. А. В. Мелехин приводит следующую систему критериев классификации функций государства: 1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние). 2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные). 3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные). 4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные). 5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества). 6. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические). 7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные). 8. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства). 9. В зависимости от обусловленности «природой всякого общества» (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества, — общесоциальные функции) <1>. ——————————— <1> См.: Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2009.
Рассматривая приведенную классификацию, необходимо сказать о том, что правоохранительная функция должна в числе прочих относиться к внутренним функциям государства, поскольку решает задачи охраны прав и свобод человека и гражданина (а гражданство — вопрос внутренний), а также обеспечения правопорядка на территории государства. По времени осуществления правоохранительная функция будет являться постоянной ввиду непрерывности прохождения правоотношений и необходимости постоянной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина и непрерывного обеспечения правопорядка. По важности и социальной значимости правоохранительная функция, безусловно, должна быть отнесена к основной. А. М. Артемьев так обосновывает этот тезис: «Системообразующий характер правоохранительной функции современного Российского государства определен реализацией стратегической политико-правовой линии на построение правового государства. В той мере, в какой движение к правовому государству является реальностью, правоохранительная функция приобретает свое главенствующее значение» <2>. ——————————— <2> См.: Артемьев А. М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 85.
В свою очередь, классификация А. В. Мелехиным правоохранительной функции по принципу разделения властей представляется весьма условной. Дело в том, что правоохрана, на взгляд автора, шире, чем то разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную, которое сегодня имеется. В качестве противника данного пункта классификации может выступить прокуратура, которая традиционно относится к числу правоохранительных органов (о месте прокуратуры в числе правоохранительных органов с детальным обоснованием речь пойдет позже), однако ни к одной из ветвей власти не относится, а является органом надзорным, обособленным в структуре современных государственных институтов. А. В. Ельцов пишет о двух основных системообразующих функциях государства: правовой и политической <3>. ——————————— <3> См.: Ельцов А. В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 3 — 6.
Отождествляя «функции государства» и «направления деятельности государства» и ссылаясь на иных авторов, А. В. Ельцов говорит о том, что исходя из единства и противоположности правовой и политической сущности государства выделяются такие узловые направления его действия, которые, с одной стороны, выражают и воспроизводят противоречия в обществе, а с другой — консолидируют его и способствуют его объединению. С этой точки зрения выделяется четыре направления действия государства: охрана, консолидация, принуждение и воспроизводство власти <4>. ——————————— <4> См.: Ельцов А. В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 3 — 6; Палазян А. С., Малахов В. П. Функциональная характеристика права: Вопросы методологии: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2009. С. 217.
На взгляд автора, не оспаривая основного хода мыслей цитируемого автора, правоохранительная функция в числе иных функций должна включаться в функцию охраны, поскольку это предопределяется ее правовой природой. С. Я. Боженок пишет о том, что можно выделить следующую группу направлений деятельности государства, включающих его основные функции. Политическая функция, заключающаяся в формировании и обеспечении функционирования в обществе системы государственной власти путем создания структуры государственных органов и правовых механизмов государственного управления, участия в международных отношениях и т. п. Экономическая функция, в рамках которой государство определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые регуляторы рыночных отношений, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Социальная функция, заключающаяся в охране прав и законных интересов личности, а также обеспечении всех граждан достойным уровнем жизни, соответствующим уровню экономического, культурного и исторического развития государства. Социальная функция основывается на принципе приоритета прав и свобод личности и проявляется в первую очередь посредством установления государственных пенсий и пособий, развития сети социальных служб, совершенствования системы охраны труда и занятости населения, поддержки многодетных семей и т. п. Функция обеспечения национальной безопасности, предполагающая оборону страны от вооруженного нападения, защиту государством своего суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости государства <5>. ——————————— <5> См.: Боженок С. Я. О критериях классификации функций государства // Российский следователь. 2009. N 11.
Следуя классификации функций государства, предложенной цитируемым автором, можно сказать, что правоохранительная функция является социальной, поскольку приоритет прав и свобод человека и гражданина есть основной ее смысл и обобщенная цель. Вместе с тем было бы правильным трактовать функцию обеспечения национальной безопасности шире, чем это делает С. Я. Боженок. Национальная безопасность предполагает оборону страны не только от внешнего нападения, но и от внутренних угроз, коими являются различные разрушающие факторы, такие, как преступность, терроризм, экстремизм, коррупция, да и в целом несоблюдение законов, какими бы санкциями ни определялась их тяжесть, и т. п. Эти факторы действуют внутри страны, государства и оказывают негативное влияние на всю ее жизнь в целом, может быть, не так явно и быстро, как это бывает в результате внешних воздействий, но тем не менее последствия от этих влияний могут достигать колоссальных размеров, влияя и на суверенитет, и на территориальную целостность, и на иные важные составляющие государственного устройства. Таким образом, следуя данной логике, правоохранительную функцию государства необходимо относить как к социальным функциям государства, так и к функциям обеспечения национальной безопасности внутри страны. А. М. Артемьев пишет, что анализ проводимых государством мероприятий в правовой сфере общественной жизни позволяет с достаточным основанием утверждать, что государственное правоохранительное воздействие является постоянной функцией, присущей любому государству на всех этапах его исторического развития <6>. ——————————— <6> См.: Артемьев А. М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение. С. 72.
Из приведенного следует, что правоохранительная функция государства занимает свое четко определенное место в системе функций государства и является внутренней, постоянной, основной, социальной, обеспечивающей национальную безопасность функцией государства. Коль скоро определено качественное наполнение функции как юридического явления в виде целей и задач, средств, методов и форм, а также определены место и основания нахождения правоохраны в числе иных функций государства, то представляется правильным рассмотреть ту самую содержательную сторону правоохранительной функции государства. Это станет основой для построения системы критериев отнесения тех или иных государственных органов к числу правоохранительных. Таким образом, сделаем следующие выводы: 1. Функции государства можно определить как обусловленные современным состоянием различных сфер жизни государства: экономической, политической, демографической и т. п. — действия государства посредством его органов в заранее установленных целях. 2. Правоохранительная функция государства занимает свое четко определенное место в системе функций государства и является внутренней, постоянной, основной, социальной, обеспечивающей национальную безопасность функцией государства.
——————————————————————