Соотношение правоохранительной и контрольно-надзорной функций государства

(Лабоцкая Р. Е.) («Административное право и процесс», 2013, N 8)

СООТНОШЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Р. Е. ЛАБОЦКАЯ

Лабоцкая Раиса Евгеньевна, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

В статье обосновывается актуальность исследования правоохранительной функции государства, а также контрольно-надзорной деятельности государства как составляющей правоохранительной деятельности в целом. Проводится анализ участия органов внутренних дел в реализации контрольно-надзорной деятельности государства, а также взаимодействия их с другими правоохранительными органами.

Ключевые слова: правоохранительная функция государства, контрольно-надзорная деятельность государства.

The ratio of law-enforcement and control-and-supervision functions of the state R. E. Labockaya

The article substantiates the relevance of the study of the law enforcement functions of the state, as well as control-and-supervision activities of the state as part of the law-enforcement activity in General. Is carried out the analysis of participation of bodies of internal affairs in the implementation of the control-and-supervision activities of the state, as well as their interaction with other law enforcement bodies.

Key words: law enforcement function of the state, control-and-supervision activities of the state.

Как явление социальной жизни государство характеризуется многоаспектностью непосредственно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определяется как разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности. Именно в этой связи исследование государственных функций, вопросов, касающихся их соотношения, в современных условиях служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Одним из приоритетных направлений деятельности любого государства является охрана действующего законодательства и правопорядка. Нарушение правопорядка приводит к подрыву авторитета государственной власти. В этой связи одной из важных задач правоохранительной деятельности государства, как мы смогли убедиться, является защита собственности и прав граждан и корпораций, и тем самым достигается более важная цель — стабильность и общественное спокойствие. В настоящее время задачи российского государства претерпевают качественные изменения, что обусловлено преобразованиями, происходящими в мире и в самом государстве, обществе. Многие из них наполняются новым содержанием, а следовательно, меняются и сами направления деятельности государства. Усложнение общественных отношений требует иных подходов к классификации и исследованию функций государства. Исследование правоохранительной функции государства является значимым и важным, так как права и свободы граждан являются высшей ценностью государства, а государство, в свою очередь, должно обеспечить посредством государственно-правового регулирования, а также эффективных мер, направленных на оптимизацию данной функции государства, их неукоснительное соблюдение. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, представляет собой деятельность государства по обеспечению неукоснительного выполнения своих предписаний гражданами и государственными органами. Особое место в обеспечении законности и правопорядка занимают органы внутренних дел <1>. ——————————— <1> Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. С. 103.

В современных условиях одним из важнейших вопросов организации жизни Российской Федерации является проблема оптимизации и реализации государством правоохранительной функции. Актуальность ее решения демонстрируют и те государственно-правовые преобразования, которые происходят в современной России. Правоохранительная функция современного государства является одной из наиболее значимых, так как она прежде всего обеспечивает выживание или сохранение общества как целостности. Необходимо также отметить, что важным элементом регулирования общественных отношений выступает контрольно-надзорная деятельность. Контрольно-надзорная функция государства является одной из функций государственного управления, это самостоятельный вид деятельности, который может использоваться при реализации таких неправовых форм, как сбор информации о контролируемых объектах, ее анализ и использование для принятия управленческих решений в заранее установленных пределах <2>. ——————————— <2> Голиченко А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 37.

По мнению ряда ученых, для органов внутренних дел контрольно-надзорная деятельность является основным видом деятельности. Прежде всего это обусловлено наличием тесной связи государственного контроля и надзора с государственным принуждением, основным субъектом которого являются органы внутренних дел. Никакие другие органы не обладают таким объемом полномочий по применению государственного принуждения. Если обратиться к истории, то можно заметить, что на самых ранних этапах формирования государственности именно полицейские формирования осуществляли контрольно-надзорную функцию, при этом она носила карательно-репрессивный характер. Взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, безусловно, является предпосылкой эффективности реализации контрольно-надзорной функции государства. Общепризнано положение о том, что взаимодействие государственных органов, в частности органов внутренних дел, с другими правоохранительными и иными государственными органами и общественностью является необходимым условием успешного выполнения возложенных на них задач <3>. ——————————— <3> Ипакян Л. П., Геворкян К. С. Взаимодействие как управленческая категория // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления. М., 1998. С. 41.

Органы внутренних дел выполняют большой объем работы по взаимодействию с органами прокуратуры. Партнерский характер деятельности правоохранительных органов (в том числе и органов внутренних дел) и руководящая роль прокуратуры в этой работе — задача, исторически присущая прокуратуре, по сей день остается важным направлением деятельности этого важного государственно-правового института <4>. ——————————— <4> Басков В. И., Коробейников Б. В. Курс прокурорского надзора. М., 2001. С. 211.

Очевидно, что контрольные и надзорные функции государства и его органов, их должная реализация — это необходимое условие функционирования сферы экономики в соответствии с правовыми предписаниями на благо общества. Однако следует учесть, что механизм контроля со стороны государственных органов нуждается в корректировке, совершенствовании, оптимизации. Необходимы меры, направленные на устранение коррупционных проявлений в ходе реализации контроля, четкой правовой регламентации прав и обязанностей как проверяющего субъекта, так и проверяемых. Таким образом, контрольно-надзорная деятельность государственных органов власти является частью правоохранительной системы в целом. Эффективной деятельности правоохранительных органов способствует использование современных информационных технологий, взаимодействие и координация действий с другими органами, осуществляющими контрольно-надзорные и многие другие функции в сфере обеспечения безопасности личности, общества, государства.

——————————————————————