Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции

(Грачев О. В.) («Российская юстиция», 2013, N 5)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

О. В. ГРАЧЕВ

Грачев О. В., кандидат юридических наук, доцент.

Решение проблем правового обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Таможенного союза с участием трех государств в составе России, Беларуси и Казахстана, который является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Основой построения такой системы безопасности в таможенной сфере является кодификация соответствующих норм.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, таможенная сфера, преступность, предупреждение преступлений.

The decision of problems of legal security of the Russian Federation in the sphere of customs is caused by the formation of a Customs Union with participation of three states — Russia, Belarus and Kazakhstan, which is unprecedented in the integration structures in the post-Soviet space. The foundation for building a security system in the sphere of customs is the codification of the relevant standards.

Экономическая преступность, транснациональные организованные преступные группировки и нелегальная миграция представляют в настоящее время наибольшую опасность для государств Таможенного союза. Отсутствие нормативно-правового закрепления приоритетности уголовно-правового и криминологического направления по предупреждению преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции, предопределило низкий уровень реализации уголовной политики государства в законодательных актах, регламентирующих деятельность субъектов профилактики в сфере экономики (в том числе таможенные и пограничные органы ФСБ). Таможенные и пограничные органы ФСБ в соответствии со ст. 40 УПК РФ отнесены к органам дознания, поэтому указанные органы должны не только раскрывать преступления и расследовать уголовные дела, но и в соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ должны (обязаны) выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений на государственной или таможенной границе РФ. В связи с созданием таможенного союза в рамках интеграции трех стран России, Казахстана и Беларуси, необходимо создание единой нормативной базы, упрощающей взаимодействие правоохранительных служб трех стран. Подобная база будет служить основанием для наиболее быстрого принятия решений компетентными органами, в частности, о возбуждении уголовного дела, и принятия мер процессуального принуждения, решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий. На сегодняшний день унифицировано только таможенное законодательство, а уголовное и административное законодательство остается национальными. Одним из первых законодательных актов для унификации административного и уголовного законодательства стало решение Межгосударственного Совета от 5 июля 2010 г. N 50, согласно которому приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Таким образом, очевидно несовершенство правовой базы ТС, поскольку государства участники, располагая неполным пакетом законодательного регулирования, для восполнения пробела в законодательстве вынуждены пользоваться национальным законодательством. Понятно, что сразу создать единую нормативную базу ТС невозможно, это процесс эволюционного развития. Задача науки уголовного прав и криминологии — способствовать формированию правовой базы ТС. В противном случае имеет место парадокс: есть союз, есть общее таможенное пространство, общие цели и задачи, а уголовное законодательство в сфере таможенных преступлений — национальное, т. е. у каждого государства свое. На практике это приводит к серьезным противоречиям. Так, в России декриминализировано такое деяние, как контрабанда, а по законодательству республик Беларусь и Казахстан это деяние по-прежнему является преступлением. Соответственно, при таком положении дел все больше желающих провезти товары, транспорт, оказать услуги в нарушении установленного правила через таможенную границу Российской Федерации. На общих границах отменены таможенное оформление и таможенный контроль произведенных и выпущенных для внутреннего потребления товаров, а это повлечет рост количества поставок контрафактных товаров на российский рынок <1>. И еще один немаловажный аспект — низкий уровень обмена мнениями и информацией между участниками ТС. ——————————— <1> Максимов Ю. Правовые и организационные особенности развития Таможенного союза // Хозяйство и право. 2011. N 3. С. 89.

Новым направлением уголовной политики государства должно стать развитие межотраслевых законодательных актов, унифицированных для Таможенного союза по предупреждению отдельных наиболее опасных видов преступлений: организованная преступность, коррупция, легализация доходов, незаконный оборот оружия и наркотиков, незаконная миграция, терроризм. Ускоренное и эффективное взаимодействие правоохранительных служб является важным звеном обеспечения экономической безопасности таможенного союза. В целях определения форм правового взаимодействия, необходимо установить международно-правовой источник, обеспечивающий деятельности правоохранительных служб трех стран. Поскольку основой данного источника будут являться нормативные акты трех стран — России, Казахстана и Беларуси, наиболее подходящей формой будет являться кодификация законодательства трех стран и создание сводного источника в виде кодекса правоохранительной деятельности. Создание таможенного союза направлено на успешное ведение совместных действий против таможенной преступности, для чего следует признать целесообразным принятие Кодекса правоохранительной деятельности стран Таможенного союза (КПД ТС), как документа, консолидирующего в себе нормы различных отраслей права и способствующего не только защите таможенной и соответственно экономической безопасности стран — участниц Таможенного союза, но также единству и взаимопонимания наций, объединившихся для достижения общих целей. Задачами такой правоохранительной деятельности должны стать: — обеспечение эффективного применения уголовного законодательства стран — участниц ТС; — привлечение виновных лиц уголовной ответственности за совершение таможенных преступлений; — эффективное взаимодействие правоохранительных органов стран — участниц ТС. Следует отметить, что предметом регулирования данного Кодекса являются исключительно правоохранительные отношения, возникающие между странами — участницами ТС. Данный Кодекс должен унифицировать уголовное, уголовно-исполнительное, процессуальное и оперативно-розыскное законодательство стран — участниц Таможенного союза. В связи с этим необходимо разработать научную стратегию унификации вышеуказанного законодательства стран — участниц Таможенного союза. Должны появиться криминологические законы для Таможенного союза, которые будут определять цели, задачи, принципы, понятия, организационно-структурное и иное обеспечение по предупреждению отдельных видов преступлений на всем пространстве Таможенного союза. Свод уголовных законов для Таможенного союза должен содержать исчерпывающий перечень общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями на всем таможенном пространстве стран — участниц Таможенного союза, с указанием оснований ответственности и наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, используя в необходимых случаях бланкетные нормы, отсылающие правоприменителя к действующему уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, оперативно-розыскному, административному законодательству каждого государства — участника Таможенного союза. Полагается целесообразным ввести в отдельные нормы свода уголовного закона абсолютно определенных санкций, прежде всего за деяния совершенные организованными преступными группами, за совершение террористического акта, оборота оружия и наркотиков. Это необходимо, чтобы исключить возможность выбора судьями различной меры наказания, независимо от того, где совершено преступление, в условиях Таможенного союза, наказание должно быть одинаковым. Абсолютно определенная санкция исключит возможность воздействия на судей со стороны представителей организованной преступности. В рамках Кодекса правоохранительной деятельности необходимо выделить несколько глав, нормы которых отражены в различных отраслях права. Прежде чем говорить о каком-либо таможенном преступлении Таможенного союза, необходимо выделить сильные и слабые стороны уголовного законодательства стран — участниц ТС, а выявив их, прийти к единому пониманию таможенных преступлений для ТС. В целях единообразного понимания необходимо определить категорию «таможенного преступления Таможенного союза». Таможенным преступлением Таможенного союза является противоправное, виновное деяние, представляющее угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран — участниц таможенной интеграции Таможенного союза, причиняющее установленный настоящим Кодексом вред интеграционным отношениям и запрещенное Кодексом под угрозой уголовного наказания. Необходимым признаком таможенного преступления Таможенного союза является, конечно же, состав преступления, и особое значение имеют такие его элементы, как: место преступления — территория Таможенного союза, общественная опасность деяния в виде угрозы и риска причинения вреда интересам таможенного союза, вред и ущерб как негативные последствия причинения вреда преступлением. Учитывая международное решение от 5 июля 2010 г. N 50 «О международных договорах таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам», можно отметить, что Кодекс правоохранительной деятельности является источником, регулирующим большую группу правоотношений, чем настоящее Соглашение. Данное Соглашение не регулирует блок общественных отношений по таможенным преступлениям, конкретные вопросы сотрудничества стран ТС по уголовным делам. В сравнении с межгосударственным решением от 05.07.2010 N 50 в КПД ТС предлагается гораздо более широкая система таможенных преступлений, расследование которых реализуется не только таможенными органами, но и иными правоохранительными органами, ввиду того, что эти преступления совершаются в большинстве своем в квалифицированных составах. На основной таможенный орган — комиссию Таможенного союза возлагается огромная роль по контролю за поступлением денежных средств в бюджеты стран — участниц ЕС и по учету преступлений. Ниже представлена таблица сравнительных возможностей межгосударственного Соглашения и КПД ТС с разбивкой по отдельным наиболее важным элементам:

Показатели, выраженные Кодекс Решение от 5 июля 2010 г. в правовых институтах правоохранительной N 50 «О международных КПД ТС и Соглашения деятельности стран договорах Таможенного от 05.07.2010 N 50 Таможенного союза союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам»

Основные понятия Существенно дополнены в Присутствуют связи с расширением предмета регулирования

Предмет регулирования Комплекс наиболее Только отдельные важных отношений вопросы по правоохранительной административным и деятельности уголовным делам

Порядок определения Изменен на более По месту обнаружения места производства целесообразный, споры о или совершения либо предварительного месте производства не большинства свидетелей, расследования допускаются определяются КТС

Единый комплекс Таможенные преступления Нет, только понятие для таможенных преступлений с правилами их таможенных органов квалификации

Порядок взаимодействия + (полный институт — (только взаимодействие по уголовным делам взаимодействия) в рамках административного производства)

Порядок применения Установлен особый Нет наказания приоритет имущественных наказаний

Инициатором законодательных новелл в таможенной сфере в соответствии со ст. 1 Договора <2> должна выступить Комиссия Таможенного союза. Основной задачей Комиссии, в соответствии со ст. 1 Договора, является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза (межгосударственная таможенная интеграция). ——————————— <2> Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.

Таким образом, в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции следует создать комплексную законодательную основу для предупреждения преступлений, которая могла бы служить стабильным ориентиром для соответствующих федеральных программ (например, Кодекс правоохранительной деятельности стран — участниц Таможенного союза). На федеральном уровне должна быть подготовлена программа (концепция) предупреждения преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации, в сфере таможенной интеграции.

——————————————————————