Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции

(Грачев О. В.) («Российский следователь», 2013, N 1)

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ <*>

О. В. ГРАЧЕВ

——————————— <*> Grachev O. V. The criminal legislation of the Republic of Kazakhstan in the sphere of economic safety and customs integration.

Грачев Олег Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры Социально-гуманитарного университета.

Таможенная интеграция Российской Федерации связана с совершенствованием правоохранительных мер, в том числе закрепленных в уголовном законодательстве. Уголовное законодательство в сфере таможенных преступлений Республики Казахстан существенно отличается от законодательства России.

Ключевые слова: уголовное законодательство, преступление, предупреждение преступлений, экономическая безопасность.

Customs integration of the Russian Federation is connected with improvement of law-enforcement measures, including, fixed in the criminal legislation. The criminal legislation in the sphere of customs crimes of the Republic of Kazakhstan significantly differs from the legislation of Russia.

Key words: criminal legislation, crime, prevention of crimes, economic safety.

В современных условиях глобализации многие государства стремятся унифицировать свои системы права, но не имеют таких возможностей, которые раскрываются сегодня перед государствами — участниками Таможенного союза. Постоянно углубляющиеся интеграционные процессы в экономике трех государств заставляют задумываться над решением проблем создания общих правил поведения участников внешнеэкономической деятельности, включая унификацию национальных и международного законодательства о таможенных преступлениях. Принимая во внимание складывающиеся международные политические и экономические условия, наши государства, объединившись в Таможенный союз, тем более не могут оставлять неразрешенными проблемы по устранению противоречий в нормах уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного, таможенного законодательства. Уголовно-правовое обеспечение экономической деятельности Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции должно быть по возможности достаточно единообразным и тогда правонарушители не смогут выбирать для своей деятельности страны по принципу наименьшего риска или максимально возможной прибыли. Унификация законодательства есть деятельность по приведению его к единообразию. Потребность в унификации законодательства возникает в связи с созданием Таможенного союза. Уровень безопасности экономики основывается на эффективности правовых механизмов <1>. Поддержание высокого уровня эффективности экономики и степени ее безопасности обусловлено также и качеством организации системы уголовно-правовой охраны экономической безопасности. ——————————— <1> Малумов Г. Ю. Конституционные основы федеративной и региональной систем обеспечения экономической безопасности // Адвокатская практика. 2007. N 6. С. 27.

В главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ и в главу 7 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК Республики Казахстан в основном помещены нормы, содержащиеся в главе 29 «Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности» Модельного уголовного кодекса стран СНГ 1996 г. За продолжительный период действия уголовных законов государств — членов СНГ издано множество научно-практических комментариев, которые используют сотрудники правоохранительных органов, а также учебников и монографий <2>. Предлагаемая в них квалификация одних и тех же составов экономических преступлений подчас весьма вариативна. ——————————— <2> Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 2007. С. 16; Он же. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону. М.: Волтерс Клувер, 2006; Сергеев В. И. Преступления в сфере экономики. Уголовно-правовой анализ и квалификация. М.: Экзамен, 2010. С. 128.

Очевидно, что уголовно наказуемые деяния, нарушающие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, являются наиболее опасными посягательствами на экономическую безопасность государств Таможенного союза, а также добросовестным участникам внешнеторговой деятельности — производителям товаров, работ, услуг, их экспортерам и импортерам. В ч. 1 ст. 209 «Экономическая контрабанда» УК РК <3> — это перемещение в крупном размере через Таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в ст. 250 УК РК, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. ——————————— <3> Уголовный кодекс Республики Казахстан. Алматы: Норма-К, 2010.

Конструкция данного состава также имеет сходство с ранее действующей ст. 188 УК РФ. Описательная диспозиция включает аналогичные признаки контрабанды, что и в существовавшей ст. 188 УК РФ. Определенное сходство прослеживается и со ст. 228 УК РБ. Отличие состоит в том, что по УК РК контрабанда разделена на два самостоятельных состава преступления: ст. 209 — экономическая контрабанда, а по ст. 250 — контрабанда предметов, изъятых из свободного обращения (аналог ст. ст. 226.1 и 229.1 по УК РФ). Объектом преступления являются экономические интересы Республики Казахстан. Дополнительным объектом являются интересы государственной власти, органов государственной власти. Предмет преступления — товары и иные предметы, а также товары, вещи и ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Республики Казахстан или таможенную границу Таможенного союза. Отличие ст. 228 УК Республики Беларусь (УК РБ) от редакции контрабанды по ст. 209 УК РК состоит в том, что предметом контрабанды выступают не любые товары и ценности, а только те, в отношении которых правительством Республики Беларусь предусмотрен специальный порядок оборота, перемещения через таможенную границу. Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров и ценностей. Незаконность перемещения в крупном размере товаров и ценностей через таможенную границу является основным признаком объективной стороны преступления как способа совершения преступления. Основными незаконными действиями по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза можно отнести: — минование таможенного контроля; — сокрытие товаров от таможенного контроля; — обманное использование документов или средств таможенной идентификации; — недекларирование или недостоверное декларирование. Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения виновным одного из перечисленных действий. Контрабанда в ч. 1 первой настоящей статьи признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей. Крупный размер контрабанды величина относительная, применительно к законодательству каждого государства (для сравнения, по исключенной ст. 188 УК РФ крупный размер составлял — 250 тысяч рублей, по ст. 228 УК РБ — если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления). Субъект преступления общий. Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Следующий состав преступления в сфере таможенных преступлений — ст. 214 «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов», в ч. 1 которой говорится об уклонении от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других таможенных платежей в крупных размерах. Аналогичный состав предусмотрен ст. 194 УК РФ. Отличие в составах состоит в детальности описания диспозиции. Более точным и конкретным является диспозиция ст. 194 УК РФ, где указывается, с кого должны быть взысканы таможенные платежи. В свою очередь, диспозиция ст. 214 УК РК подробно раскрывает, что понимается под таможенными платежами. Непосредственным объектом преступления выступают отношения по поводу уплаты таможенных платежей как инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Дополнительным объектом являются отношения по поводу формирования доходов республиканского бюджета за счет таможенных платежей. Предмет преступления — таможенные платежи, взимаемые с организации или физического лица. Объективная сторона — уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Крупный размер для физического и юридического лица возникает, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, установленных на день совершения преступления. Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза возникает: — при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза; — при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Уклонение от уплаты таможенных платежей — это умышленные действия, направленные на неуплату таможенных платежей и повлекшие полное или частичное непоступление денежных средств в республиканский бюджет. Субъективная сторона — прямой умысел, цель — полная или частичная неуплата таможенных платежей. Субъект преступления специальный — лицо, на которое Таможенным кодексом РК или ТС возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Наконец, третьим составом преступления, посягающим на экономические интересы в сфере таможенной деятельности, является ст. 250 УК РК. Статья 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено» в своей ч. 1 говорит о перемещении через таможенную границу государства, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Конструкция состава очень сложная, объединяет как оборот оружия, так и оборот наркотических средств. Применение такой нормы, с одной стороны, упрощает задачу для правоприменителя, так как диспозиция нормы охватывает практически любые действия, связанные с перемещением через таможенную границу предметов, изъятых из обращения, а с другой стороны, создает широкое поле для усмотрения правоприменителем. Нам представляется, что наиболее удачная конструкция состава преступления предусмотрена российским законодателем. По УК РФ эти деяния закреплены в двух самостоятельных составах: ст. 226.1 — предусматривает ответственность за контрабанду оружия и ст. 229.1 — предусматривает ответственность за контрабанду наркотических средств. По УК РБ эти деяния также закреплены в одной норме — ч. 2 ст. 228. Основным объектом преступления является общественная безопасность РК. Дополнительным объектом выступают интересы государственной власти, интересы государственной службы, здоровье населения. Предметом контрабанды являются товары и предметы, исключенные из свободного обращения, либо ограниченные в обороте в РК, в отношении которых установлены специальные правила контроля и перемещения через таможенную границу Республики Казахстан или таможенную границу Таможенного союза. Именно поэтому размер или количество предмета контрабанды не является обязательным признаком контрабанды по ст. 250 УК РК. Объективная сторона контрабанды выражается в перемещении изъятого из оборота предметов, сырья и наркотических средств через таможенную границу Республики Казахстан или таможенную границу Таможенного союза. Основной признак контрабанды это способ перемещения перечисленных товаров и предметов, сырья и ресурсов. Перемещение товаров и предметов может признано контрабандой при условии, что было осуществлено только теми способами, которые образуют понятие «незаконность перемещения». Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения виновным одного из перечисленных действий. Контрабанда, сопряженная с незаконным пересечением Государственной границы РК, квалифицируется по совокупности со ст. 330 УК РК. Субъективная сторона — прямой умысел. Субъект преступления общий. Таким образом, сравнительный анализ уголовного законодательства Республики Казахстан в сфере таможенных преступлений и России позволяет сделать вывод, что, несмотря на отличие национального уголовного законодательства Республики Казахстан — страны — участницы Таможенного союза, имеется правовая основа для принятия унифицированного уголовного закона, который регулировал бы уголовно-правовые отношения в сфере таможенной деятельности в рамках Таможенного союза.

——————————————————————