О правовой конвергенции как механизме обеспечения экономической безопасности России в сфере таможенной интеграции
(Грачев О. В.) («Юридический мир», 2012, N 12)
О ПРАВОВОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ КАК МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
О. В. ГРАЧЕВ
Грачев Олег Викторович, доцент кафедры Социально-гуманитарного университета, кандидат юридических наук.
Конвергенция уголовно-таможенного права отражает объективную потребность общественных отношений в комплексном правовом опосредовании, предполагающем необходимое сочетание внутригосударственных внешнеэкономических интересов и интеграционной необходимости нормативного регулирования соответствующих сфер жизнедеятельности для общего блага стран ТС.
Ключевые слова: конвергенция, уголовное законодательство, предупреждение преступлений, экономическая безопасность.
On legal convergence as a mechanism of ensuring economic security of Russia in the sphere of customs of integration O. V. Grachev
Congruence of criminal-customs law reflects an objective need of public relations in complex legal mediation providing for a necessary combination of inter-state external-economic interests and integration necessity of normative regulation of the relevant spheres of living for public welfare of the Customs Union states.
Key words: convergence, criminal legislation, prevention of crimes, economic security.
С 1 июля 2010 г. вступил в силу Договор о создании Таможенного союза и завершении формирования единой таможенной территории трех государств. Таможенный союз — это форма интеграции государств, при которой таможенные территории стран-участниц образуют единую таможенную территорию. Единая таможенная территория — это пространство, состоящее из таможенных территорий государств-участников, на котором действует правовой режим свободной торговли и единый режим таможенного регулирования в отношении стран, не входящих в межгосударственное интеграционное объединение. Это означает, что ввезенный из третьих стран товар проходит таможенное оформление только в одной из стран — участниц союза и после этого товар можно перемещать в любую другую страну союза без таможенных формальностей. В таможенном союзе применяется унифицированное таможенное законодательство, единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые меры нетарифного регулирования во внешней торговле с третьими странами, не входящими в Таможенный союз. Еще одним важным решением, принятым 6 июля 2010 г., стало подписание нового статуса Суда ЕврАзЭС со штаб-квартирой в Минске. Д. Медведев охарактеризовал это событие как знаковое, отметив: «Значит, интеграция вступает в завершающую фазу. Суд нужен тогда, когда есть реальные отношения». Кроме этого, присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) потребовало интегрирования ее в международную торговую систему. Это потребует обеспечения соответствия российских законов, правил и административных процедур обязательствам и соглашениям этой международной торговой организации. Формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России вызвало негативные изменения в развитии криминальной ситуации. Самостоятельным и значимым источником угрозы экономической безопасности Российской Федерации следует считать весь массив преступлений экономического и общеуголовного характера, в рамках которых сложилась и осуществляется преступность в сфере таможенной интеграции. Развитие интеграционных процессов повлекло создание новых преступных схем с участием бизнес-структур уже двух и более стран. В связи с декриминализацией контрабанды (в ред. ст. 188 УК РФ) активизируются попытки незаконного перемещения через границу табачных и алкогольных изделий, спиртосодержащих жидкостей, предназначенных для производства дешевой контрафактной алкогольной продукции, каналы нелегального вывоза изделий, содержащих драгоценные и дорогостоящие редкоземельные и цветные металлы с территории стран Таможенного союза для последующей реализации на территории стран Евросоюза. Сфера внешнеэкономической деятельности является в настоящее время одной из наиболее криминогенных в сфере экономики, и она представляет угрозу экономической безопасности России. Этому способствовал целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера. Стратегический уровень обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности предполагает реализацию государством его таможенной политики. Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Будучи частью внутренней политики государства, таможенная политика является по своей сути, во-первых, регулятивной, поскольку направлена на формирование и поддержание сбалансированного экономического, финансово-хозяйственного поля за счет (или путем) установления системы таможенных тарифов, таможенных режимов, льготного или ограничительного режима поставок и т. д. а во-вторых, правоохранительной, поскольку защищает интересы государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Целями таможенной политики Российской Федерации принято считать комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики, и другие задачи экономической политики нашего государства. Представляется, что уголовно-правовой и криминологический инструментарий способствуют решению задач обеспечения экономической безопасности Российской Федерации преимущественно на тактическом и оперативном уровне, что обусловлено спецификой предмета и метода соответствующих направлений юридической деятельности. Анализ действующего таможенного законодательства стран — участниц ТС, в том числе интегрированного в рамках этого союза, показал, что весьма солидный понятийно-терминологический аппарат, сформировавшийся в юридической литературе, не стал еще эффективным инструментом создания теоретической модели конвергенции норм, обеспечивающих экономическую безопасность этих государств. Термин «конвергенция» (от лат. — «приближаться, схождение, сближение») в общественных науках обозначает концепцию, в соответствии с которой определяющей особенностью современного развития общества является сближение противоположных социально-политических систем <1>. ——————————— <1> См.: Попондопуло В. Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002. N 4. С. 89; Сырых В. М. Теория государства и права. М., 1998. С. 212, 213 и др.
Сближение — это внешнее проявление более глубоких процессов, которые могут быть названы правовой конвергенцией. В рамках сближения происходит взаимообогащение, взаимопроникновение права в различных ареалах, когда соединяются в единые правовые образования, в целостные юридические конструкции преимущества и достижения различных сфер права и различных правовых систем. Сущность же — это внутренняя субстанция в противоположность внешним ее выражениям, обобщаемым понятием «явление». Это устойчивое отношение, нечто единое в многообразии <2>. ——————————— <2> См.: Коршунов Н. М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 23.
Однако в большинстве работ, посвященных сближению правовых систем в условиях глобализации, понятие конвергенции отсутствует. Характеризуя различные аспекты процесса такого сближения, их авторы используют многообразный, в том числе противоречивый, понятийно-терминологический аппарат, призванный, вероятно, отразить хотя и взаимосвязанные, но все-таки специфические аспекты указанных процессов. Авторы, обращающиеся к их содержательной характеристике, пишут о правовой интеграции, трансформации, универсализации, гармонизации, рецепции, унификации, интернационализации, экспансии, когеренции и других проявлениях сближения правовых систем. Например, отмечается, что для процесса воздействия глобализации на право характерна интеграция идей, принципов, связей и отношений в сфере права, результатом которой является интернационализация права в виде его интеграции, трансформации, рецепции, унификации, универсализации, стандартизации и др. <3>. ——————————— <3> См.: Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 104, 191 — 193; Нормы советского права / Под ред. М. И. Байтина, В. К. Бекетова. Саратов, 1987. С. 65 — 74; Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 70 — 135; Трунцевский Ю. В. Нормы международного права как источник российского уголовного права: Автореф. дис. … к. ю.н. Рязань, 1995. С. 5; Проблемы теории государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 240 — 256; Цветков А. А. Общепризнанные принципы и нормы международного права как часть уголовно-правовой системы: Дис. … к. ю.н. М., 2005. С. 74.
Категория правовой конвергенции в настоящем исследовании раскрывается как результат взаимодействия национального права отдельных государств, выражающийся в сближении, повышении степени их правовой и организационной унификации в сфере таможенной интеграции. Данный процесс означает технико-юридическое соответствие механизмов действия права различных правовых систем, благодаря которому между ними могут осуществляться прямые государственно-правовые связи и межличностное взаимодействие. Поэтому в отношении данной деятельности более приемлем с точки зрения полноты и точности термин «конвергенция», тогда как другие понятия либо выходят за пределы рассматриваемого явления, либо являются только его частью, где: — интеграция — это сближение (любое, в том числе экономическое, культурное и т. п.) между странами; — трансформация — способ, при котором происходит «перемещение» компонентов одной системы в другую <4>, «превращение» явления, преобразование, в результате которого оно перестает существовать и заменяется новым <5>; ——————————— <4> Игнатенко Г. В. Международное и советское право: проблемы взаимодействия правовых систем // Сов. гос-во и право. 1985. N 1. С. 80. <5> Зивс С. Л. Источники права. М.: Наука, 1981. С. 231.
— рецепция — универсальный способ применяется для обозначения точного воспроизведения во внутригосударственных правовых актах формулировок международно-правовых актов путем принятия государством норм национального права, направленных на выполнение предписаний международного права, исполнение своих международных обязательств <6>; ——————————— <6> Трунцевский Ю. В. Нормы международного права как источник российского уголовного права: Дис. … к. ю.н. Рязань, 1995. С. 26.
— унификация — сближение норм права и т. п. Можно выделить несколько направлений обеспечения конвергенции уголовного права в сфере таможенной интеграции: — формальное сближение правовых норм, сведение их в единое целое, например Кодекс правоохранительной деятельности стран — участниц Таможенного союза; — согласование требований правовых норм в рамках национальных уголовных законов стран ТС, в частности по вопросам Общей части уголовного права; — снижение конфликтности и коллизионности правовых норм — унификация составов таможенных преступлений и санкций за их совершение; — создание предпосылок для конвергенции — система организационно-правовых мер, предпринимаемых как на национальном уровне, так и в рамках ТС. Для выявления сущностных характеристик конвергенции норм и практик обеспечения экономической безопасности в сфере таможенной интеграции требуется выделение устойчивых факторов, предопределяющих как дифференциацию, так и унификацию соответствующих правовых явлений (дифференциация и унификация — методы конвергенции) и сближение таких из них, как: понятие таможенного преступления, санкции за их совершение, система организационно-правовых мер предупреждения таможенных преступлений, система учета и оценки показателей, характеризующих состояние таможенной преступности в рамках ТС и др.
Таблица 1
Факторы, предопределяющие дифференциацию и сближение соответствующих правовых явлений и практик по обеспечению экономической безопасности в сфере таможенной интеграции
п/п Правовые явления Унификация Сближение
1. Таможенное В рамках В рамках универсальных законов преступление разделов и (например, Кодекс глав УК стран правоохранительной деятельности ТС стран — участниц Таможенного союза)
2. Санкции за В рамках Установление абсолютно совершение системы определенных санкций за таможенных наказаний УК совершение таможенных преступлений стран ТС преступлений
3. Организационно — Программы и В рамках универсальных законов правовые меры планы (например, Кодекс предупреждения профилактики правоохранительной деятельности таможенных стран ТС стран — участниц Таможенного преступлений союза); разработка совместных программ и планов профилактики в рамках ТС
4. Система учета и В рамках системы Разработка системы учета и оценки оценки показателей единого учета конвергенционных показателей, преступности преступлений характеризующих состояние (в том числе стран ТС таможенной преступности в рамках прогнозирование) ТС
Таким образом, объектом конвергенции в сфере таможенной интеграции выступают: правовые институты и нормы, криминально-правовые явления и таможенно-правоохранительная деятельность государств и их объединений. Предметом конвергенции являются: термины, нормы, правоприменительная практика, показатели преступности, система отчетности, таможенная интеграционная политика, приемы и методы обеспечения таможенных правил. 1. Необходимо принятие свода законов для Таможенного союза, который должен содержать исчерпывающий перечень общественно-опасных деяний, признаваемых как преступление на всем таможенном пространстве стран — участниц Таможенного союза, предусматривающий основание уголовной ответственности и назначение наказания, освобождение от уголовной ответственности и наказания, используя в необходимых случаях бланкетные нормы, отсылающие правоприменителя к действующему уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, оперативно-розыскному, административному законодательству каждого государства — участника Таможенного союза. 2. В целях единообразного понимания используемых понятий под таможенным преступлением против Таможенного союза предлагается понимать противоправное, виновное деяние, представляющее угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран — участниц таможенной интеграции Таможенного союза, причиняющее установленный настоящим Кодексом вред интеграционным отношениям и запрещенное Кодексом под угрозой уголовного наказания. 3. Организационно-правовые конвергенционные меры предупреждения таможенных преступлений должны, в свою очередь, основываться на законодательной основе (например, Кодекс правоохранительной деятельности стран — участниц Таможенного союза), служащей ориентиром для соответствующих федеральных программ (например, Концепция предупреждения преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации, в сфере таможенной интеграции). Концепция предупреждения преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации, в сфере таможенной интеграции, должна закрепить новое направление профилактики преступлений — преступность в сфере ТС. 4. Система учета и оценки конвергенционных показателей, характеризующих состояние таможенной преступности в рамках ТС, должна соотноситься с системами единого учета преступлений каждой из стран ТС. На основе данных конвергенционных показателей следует как разрабатывать единую уголовную политику ТС, принимать Программы и планы профилактики таможенных преступлений в рамках ТС, так и применять соответствующие меры на внутригосударственном уровне. Таможенно-уголовное право каждого из государств ТС является относительно самостоятельным образованием, обладающим общими системными признаками и специфическими особенностями. Использование ряда однородных терминов (общих правовых средств — норм-дефиниций, норм-целей, норм-принципов) в таможенном праве рассматриваемых государств подтверждает тот факт, что они являются частью общей правовой системы интеграции в таможенной сфере. В рамках конвергенции эти системные признаки и специфические особенности находят отражение в структурных элементах соответствующих методов правового регулирования, получающих нормативное закрепление в принципах, нормах и институтах отрасли таможенного законодательства. Вместе с тем рассматриваемые нормы — это самостоятельные и проникающие друг в друга элементы права. Такое проникновение происходит посредством принятия международных норм, выступающих обязательствами государств — членов ТС. Проведенное исследование норм, обеспечивающих борьбу с таможенной преступностью в сфере ТС, позволило сформулировать ряд обобщающих выводов, которые, на наш взгляд, могут иметь важное теоретико-методологическое и практическое значение для дальнейшего познания феномена конвергенции в рассматриваемой сфере экономических отношений. Рассмотренная юридическая конструкция конвергенции уголовно-таможенного права отражает объективную потребность общественных отношений в комплексном правовом опосредовании, предполагающем необходимое сочетание внутригосударственных и внешнеэкономических интересов и интеграционной необходимости нормативного регулирования соответствующих сфер жизнедеятельности для общего блага стран ТС. Категория конвергенции имеет тесную связь с понятийно-терминологическим аппаратом, который используется для отражения объективных процессов преобразования права в условиях глобализации, характеризуемых как правовая интеграция, трансформация, универсализация, гармонизация, рецепция, унификация, интернационализация и др. Однако анализ содержания характеризуемых таким образом глобализационных процессов в сфере права свидетельствует о том, что все они так или иначе являются направлениями или способами конвергенции (сближения) национальных правовых систем и их элементов, выступающей одним из стратегических факторов формирования таможенного правопорядка.
——————————————————————