Уголовная политика Российской Федерации в таможенной сфере
(Грачев О. В.) («Российский следователь», 2013, N 4)
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ <*>
О. В. ГРАЧЕВ
——————————— <*> Grachev O. V. Criminal policy of the Russian Federation in the customs sphere.
Грачев Олег Викторович, доцент кафедры Социально-гуманитарного университета, кандидат юридических наук.
Решение проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Таможенного союза в составе России, Беларуси и Казахстана, который является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Основой построения такой системы безопасности в таможенной сфере является уголовная политика.
Ключевые слова: уголовная политика, таможенная сфера, преступность, предупреждение преступлений.
The settlement of problems of ensuring security of the Russian Federation in the customs sphere is called upon by the formation of the Customs Union with participation of three states: Russia, Belarus and Kazakhstan, which is an unprecedented integration structure on a post-Soviet territory. The criminal policy is the basis for building of such a system of security in the customs sphere.
Key words: criminal policy, customs sphere, criminality, prevention of crimes.
В исторических реалиях Россия столкнулась с целым рядом проблем, решение которых непосредственно связано с выявлением и анализом реальных и потенциальных угроз ее национальным интересам. От того, насколько успешно будут локализованы или устранены реальные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства, зависит судьба курса политических и экономических реформ в Российской Федерации. «Исторический выбор для России» — так называет создание Таможенного союза Президент РФ. Владимир Путин признает, что любой интеграционный процесс в современном мире наталкивается на множество проблем. И поэтому процесс приведения к общему знаменателю таможенных территорий России, Казахстана и Беларуси должен быть подвержен минимальным рискам. С 1 июля 2010 г. вступил в силу Договор о создании Таможенного союза и завершении формирования единой таможенной территории трех государств. Таможенный союз — это форма интеграции государств, при которой таможенные территории стран-участниц образуют единую таможенную территорию. Единая таможенная территория — это пространство, состоящее из таможенных территорий государств-участников, на котором действуют правовой режим свободной торговли и единый режим таможенного регулирования в отношении стран, не входящих в межгосударственное интеграционное объединение. Это означает, что ввезенный из третьих стран товар проходит таможенное оформление только в одной из стран-участниц союза, и после этого его можно перемещать в любую другую страну союза без таможенных формальностей. В Таможенном союзе применяются унифицированное таможенное законодательство, единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые меры нетарифного регулирования во внешней торговле с третьими странами, не входящими в Таможенный союз. Еще одним важным решением, принятым 6 июля 2010 г., стало подписание нового статуса Суда ЕврАзЭС со штаб-квартирой в Минске. Д. Медведев охарактеризовал это событие как знаковое, отметив: «Значит, интеграция вступает в завершающую фазу. Суд нужен тогда, когда есть реальные отношения». Кроме этого, присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) потребовало интегрирования ее в международную торговую систему. Это обязывает обеспечить соответствие российских законов, правил и административных процедур обязательствам и соглашениям этой международной торговой организации. Формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России вызвало негативные изменения в развитии криминальной ситуации. Самостоятельным и значимым источником угрозы экономической безопасности Российской Федерации следует считать весь массив преступлений экономического и общеуголовного характера, в рамках которых сложилась и осуществляется преступность в сфере таможенной интеграции. Развитие интеграционных процессов повлекло создание новых преступных схем с участием бизнес-структур уже двух и более стран. В связи с декриминализацией контрабанды в ред. ст. 188 УК РФ активизируются попытки незаконного перемещения через границу табачных и алкогольных изделий, спиртосодержащих жидкостей, предназначенных для производства дешевой контрафактной алкогольной продукции, каналы нелегального вывоза изделий, содержащих драгоценные и дорогостоящие редкоземельные и цветные металлы с территории стран Таможенного союза для последующей реализации на территории стран Евросоюза. Сфера внешнеэкономической деятельности является в настоящее время одной из наиболее криминогенных в сфере экономики, представляя угрозу экономической безопасности России. Этому способствовал целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера. Стратегический уровень обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности предполагает реализацию государством его таможенной политики. Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Будучи частью внутренней политики государства, таможенная политика является по своей сути, во-первых, регулятивной, поскольку направлена на формирование и поддержание сбалансированного экономического, финансово-хозяйственного поля за счет (или путем) установления системы таможенных тарифов, таможенных режимов, льготного или ограничительного режима поставок и т. д., а во-вторых, правоохранительной, поскольку защищает интересы государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Целями таможенной политики Российской Федерации принято считать комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики и других задач экономической политики нашего государства. Проблема предупреждения преступности является одной из ключевых в мировой теории и практике борьбы с преступностью. Девизом этого параграфа могут быть слова К. Маркса о том, что «мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него» <1>. Превращение данной идеи в реальный инструмент уголовной политики оказался крайне длительным и противоречивым процессом. Все имевшиеся попытки заменить даже в ограниченных масштабах карательную политику на предупредительную окончились неудачей. Основные причины неудач предупредительной работы в противодействии преступности состоят в следующем: ——————————— <1> Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: В 9 т. М., 1984. Т. 1. С. 131.
а) неадекватная, заниженная оценка масштабов преступности, уровень латентной преступности превышает официальную статистику от 3 до 10 раз <2>, не исключается возможность существования феномена гиперлатентности; ——————————— <2> Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1994. С. 61.
б) игнорирование противоречий между предупредительными и карательными мерами борьбы с преступностью, отбывание наказания в виде лишения свободы является средством культивирования преступности <3>; ——————————— <3> Максимов С. В. Эффективность общего предупреждения преступлений. М., 2007. С. 131.
в) ограниченные финансовые ресурсы государства по предупреждению преступлений <4>; ——————————— <4> Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1993. С. 190.
г) упрощенные представления о причинах преступности; д) неправильное определение целей предупреждения преступлений (предупредить преступность в смысле ее полного искоренения невозможно), отсутствие федерального законодательства, федеральной программы по предупреждению преступности или ее отдельных видов. Отсюда возникает резонный вопрос: есть ли смысл в предупредительной деятельности государства по борьбе с преступностью и как можно построить предупредительную работу для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в сфере Таможенного союза? Одновременно следует учитывать, что преступность, особенно организованная, подошла к такому уровню своего развития, что стала угрожать безопасности государства <5>. Уголовно-правовое и криминологическое направление деятельности правоохранительных органов государства по обеспечению национальной и экономической безопасности Российской Федерации в сфере Таможенного союза следует рассматривать как часть внутренней политики государства, как ее структурный элемент. ——————————— <5> Российская организованная преступность: доклад Спец. группы Центра стратег. исслед.; проект «глобал. орг. преступность». М., 2001. С. 8.
Принципиально новым подходом к решению сложной проблемы предупреждения преступности является идея сочетания карательной политики с мерами по предупреждению преступности. Значение профилактики преступлений как главного направления борьбы с преступностью определяется рядом следующих обстоятельств. Во-первых, предупреждение преступлений — это самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей. Осуществление профилактической деятельности обеспечивает наряду с защитой общества от преступных посягательств также защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего морального падения, не дает им стать преступниками, а тем самым избавляет от практически неизбежного наступления уголовного наказания. Во-вторых, предупреждение преступлений представляет собой наиболее эффективное средство борьбы с преступностью, оно открывает более широкие возможности вытеснения преступности из жизни нашего общества, чем иные меры. В-третьих, наметилась устойчивая тенденция к прекращению возложения ответственности за положение дел по предупреждению преступлений исключительно на органы уголовной юстиции. Эта тенденция открывает большие возможности для предупреждения преступности как крупной комплексной государственной задачи, решить которую можно только совместными усилиями законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов. И наконец, в-четвертых, понята и осознана на всех уровнях уголовной политики угроза тотальной криминализации нашего общества вследствие избыточного применения уголовной репрессии как ведущего направления борьбы с преступностью. Профилактическая функция имеет весьма эффективное содержание и перспективные возможности. Эффект от предупредительного воздействия на население, от угрозы применения уголовного наказания, воспитательного влияния самого факта быть привлеченным к уголовной ответственности вполне сопоставим с числом зарегистрированных преступлений и выявленных преступников. Определенность угрозы быть привлеченным к уголовной ответственности является реальным средством предупреждения преступлений. На современном этапе должна быть понята и осознана избыточность применения уголовной репрессии как ведущего направления в уголовной политике. На передний план должны выдвигаться меры предупредительного воздействия. Примерами этого тезиса служат декриминализация контрабанды (ст. 188 УК РФ), неприменение лишения свободы за совершение экономических преступлений, если виновный возместил причиненный ущерб. Таможенная политика государства является составной частью общей его политики и концепции экономической безопасности (национальной безопасности) государства. В ее основе лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны. Таможенная политика формируется на основе правовых норм Конституции, законов и других нормативных правовых актов государственных органов, общепринятых принципов и норм международного права. Она реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти в соответствии с их правовыми полномочиями в таможенной сфере. Вопрос о таможенной политике приобрел особое значение в новой геополитической ситуации на Евразийском континенте в связи с изменениями, произошедшими после образования Таможенного союза в составе России, Беларуси и Казахстана. Эти изменения высветили различия во взглядах современных государств на роль государственных границ и деятельность государственных институтов по их защите. В одних государствах полагают необходимым установление «железного занавеса» по всей границе, в других — охранно-правовое присутствие только в пунктах пропуска, в-третьих — исходят из целесообразности иметь «прозрачные» границы. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Таможенного союза. Таможенная политика государства представляет собой деятельность органов государственной власти по реализации его функций в таможенной сфере и направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности, реализацию и защиту интересов и безопасности страны в ее государственном пространстве, а на договорной основе — и в пограничных пространствах других государств. Таможенная политика государства осуществляется преимущественно в его территориальном пространстве, которое охватывает государственную границу страны, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории внутренних морских вод и территориального моря, подводную среду, континентальный шельф, исключительную экономическую зону и конвенционные районы, определенные тому или иному государству международными правовыми актами. Самостоятельным источником угрозы экономической безопасности Российской Федерации следует считать весь массив преступлений экономического характера, в рамках которого сложилась и осуществляется преступность в сфере таможенной деятельности. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608, устанавливает перечень базовых направлений государственной деятельности в данной сфере, среди них — мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Если оценивать преступления в сфере экономики как угрозу экономической безопасности Российской Федерации, то именно криминологии принадлежит ключевая роль в мониторинге ее криминальных источников и факторов, моделировании вредоносных последствий, научном обосновании системы мер сдерживания преступности данного вида. Экономическая безопасность в современном ее понимании является самостоятельным объектом научного криминологического исследования.
——————————————————————