Специальная профилактика таможенных преступлений на современном этапе

(Грачев О. В.) («Российский следователь», 2012, N 24)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ <*>

О. В. ГРАЧЕВ

——————————— <*> Grachev O. V. Special prevention of customs offenses at the current stage.

Грачев Олег Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры Социально-гуманитарного университета.

Решение проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Таможенного союза с участием трех государств в составе России, Беларуси и Казахстана, который является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Одним из факторов построения такой системы безопасности в таможенной сфере является эффективное применение специально-криминологических мер предупреждения преступлений в данной сфере.

Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенная сфера, преступность, предупреждение преступлений.

In the Russian Federation solving security problems in the field of customs is caused by the formation of the Customs Union with participation of the three countries: Russia, Belarus and Kazakhstan which is unprecedented integration structure on the post-Soviet territory. One of the factors of construction of such a security system in the customs sphere is an effective use specially-criminological measures for crime prevention in this field.

Key words: economic security, customs sphere, criminality, prevention of crimes.

Разработка и реализация мер специальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант <1>. Данная позиция получила поддержку и развитие в специальной литературе, посвященной проблемам предупреждения преступлений экономической направленности. Так, по мнению Т. В. Молчановой, специфика специальных мер по профилактике преступлений состоит в том, что они порождены наличием самих преступных деяний и существованием конкретных причин и условий, способствующих их совершению, и предназначаются специально для устранения и нейтрализации этих причин и условий <2>. Соответственно, специально-криминологическая профилактика охватывает комплекс социально-экономических, политических, правовых, организационных и иных мер, направленных непосредственно на предупреждение преступлений конкретного вида. ——————————— <1> Лунеев В. В. Классификация мер профилактики // Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2006. С. 194. <2> Молчанова Т. В. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Красноярск, 2003. С. 167 — 168.

Полагаем, что содержание специального предупреждения преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности, следует рассматривать в контексте теневой экономики как родового понятия, сложившегося в теории криминологии, и широко воспринятого практикой. Экономическая преступность, так же как и теневая экономика, частью которой она является, — сложное полиструктурное явление. Ее питательная среда — это та квазирыночная экономика, которая сложилась в результате шоковых либеральных преобразований. Расчеты на то, что в результате нескольких решений, либерализующих цены, внешние и внутренние рынки, денежные расчеты спонтанно сложатся в регулятивный механизм рынка, оказались ошибочными. Представляется, что среди всех специально-криминологических приемов предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, важнейшее место должны занимать меры экономического содержания. Экономические меры предупреждения, направленные на восстановление деформированных отношений различных сфер экономики и финансов, способны не менее эффективно решать проблемы противодействия преступности, чем меры, связанные с репрессивным воздействием. Еще одним направлением специального предупреждения преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности, должно стать изучение оперативных материалов НЦБ Интерпола России по данному направлению оперативно-служебной деятельности. Есть основания полагать, что в оперативных подразделениях не получила еще должной оценки криминальная деятельность зарубежных предпринимателей, осуществляющих под прикрытием инвестиционной и иной экономической деятельности предварительно спланированные экономические преступления. Незначительность эмпирического материала в части привлечения к уголовной ответственности по материалам о преступлениях внешнеэкономической направленности и отмыванию денег иностранными гражданами не позволяет точно определить их роль и место по степени влияния на криминогенную ситуацию в сфере ВЭД, однако, на наш взгляд, оно, несомненно, присутствует» <3>. ——————————— <3> Дорожков С., Мухортов М. Особенности личности преступника в сфере внешнеэкономической деятельности // Право и жизнь. 2010. N 4. С. 39.

Специальная профилактика обоснованно связывается с правовыми формами ее обеспечения: «Специальная профилактика (криминологическая и востребованные ею меры правового воздействия) включает меры, направленные именно на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, на исправление лиц, могущих совершить или повторно совершающих преступление. Экономическая активность в последние годы сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. Так, в 2010 году Интеграционный комитет Евразийского экономического сообщества, куда, кроме России, входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, товарооборот с которыми составляет 55% от общего товарооборота России с государствами Содружества, обозначил в качестве приоритетных задач решение проблем унификации таможенных процедур и выработки единого подхода к осуществлению таможенного контроля. Представляется, что правовое обеспечение специального предупреждения преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности, должно основываться на стандартах и нормах международного характера (регионального (СНГ, Совет Европы) и международного (ООН) уровня). По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный характер. Это относится, прежде всего, к таким ее видам, как экономическая и организованная преступность, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. Специфика преступлений в сфере экономики обусловлена сложным комплексом общественных взаимоотношений, в связи с чем профилактика преступности играет важную роль по пресечению экономических правонарушений и преступлений. Многие исследователи отмечают важность профилактики экономической преступности. Так, например, касаясь вопроса профилактики экономической преступности, З. А. Астемиров <4> отмечает, что значительное место в общеэкономической профилактике занимает вся система социального обеспечения и защиты населения, которая должна проявлять больше заботы об особо нуждающихся, способствовать повышению уровня заработной платы, пособий, пенсий, жилищно-бытовых условий. О важности профилактики в сфере экономической преступности высказывается и Б. В. Волженкин <5>, утверждая, что повышение уровня жизни до приемлемых величин было бы важным фактором снижения экономической преступности. ——————————— <4> Астемиров З. А. Криминология: Курс лекций. Махачкала, 2008. С. 155. <5> Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2005. С. 134.

Дать оценку реальному ущербу, причиненному в результате совершения преступлений в таможенной сфере, сложно вследствие соответствующей специфики этих преступлений. Совершение их связано с деятельностью коммерческих структур, куда включаются акционерные компании, банки, различные общественные организации, представляющие значительный интерес для государственных служащих органов власти и управления, контрольно-надзорных инстанций, органов местного самоуправления. Анализ уголовной и судебной практики показывает, что преступления в сфере экономики часто остаются незаметными и вероятность их судебного преследования значительно ниже, чем при совершении других видов преступлений. Б. В. Волженкин <6> считает, что уголовно-правовая статистика фиксирует очень низкий процент совершенных преступлений в сфере экономики. Э. Н. Жевлаков <7> утверждает, что из ста преступлений в сфере экономической деятельности правоохранительным органам становится известно только о трех. Ситуация осложняется еще и тем, что пострадавшие от преступлений в сфере экономики не обращаются с заявлениями о нарушенных правах и законных интересах с целью их защиты. ——————————— <6> Волженкин Б. В. Мифы уголовной статистики и реальности экономической преступности или реальности уголовной статистики и мифы экономической преступности // Уголовное право в XXI веке: Материалы международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им М. В. Ломоносова. М., 2009. С. 86. <7> Жевлаков Э. Н. Уголовная политика Российского государства // Уголовное право. 2008. N 1. С. 131.

Теперь о самом главном. В борьбе с растущим количеством преступлений в сфере таможенных отношений и коррумпированностью должностных лиц следует предпринять следующие меры уголовно-правового характера. Во-первых, органы законодательной власти должны развивать и совершенствовать законодательную основу с коррупционными проявлениями, эволюционно приближая ее к международному законодательству. Стратегия принятых решений будет более действенной и эффективной при усилении надлежащего контроля за деятельностью должностных лиц ФТС, поскольку должностные преступления и коррупция могут включать комплексные политические и управленческие результаты <8>. ——————————— <8> Богданов И. Я. Калинин И. П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2010. С. 71.

Во-вторых, все общество в лице его государственных служащих и граждан должно быть воодушевлено на борьбу с коррупцией, выработать в себе моральную и этическую убежденность в необходимости этого и уверенности в успехе. Несмотря на то что усиление принудительных мер может облегчить поставленную задачу, оно никогда не сможет разрешить проблему преступного поведения должностных лиц. Таким образом, никто не должен сбрасывать со счетов важность укрепления моральных и этических устоев населения, а также то, что должны быть предприняты усилия по устранению первичных причин должностных преступлений и коррупции, включающие такие факторы, как нравственная деградация и широко распространенное чувство несправедливости в обществе. Создание системы специального образования для государственных служащих в целях укрепления у них этического осознания борьбы с коррупцией является важным элементом, который должен быть включен в развитие антикоррупционной политики государства. Нельзя не отметить, что низкая эффективность борьбы с таможенными преступлениями в значительной мере обусловлена и недостатками уголовного и таможенного законодательства, сложностью уголовной квалификации, представляющими повышенную общественную опасность деяний.

——————————————————————