Правоохранительная деятельность в сфере экономической безопасности Российской Федерации в условиях таможенной интеграции

(Грачев О. В., Трунцевский Ю. В.) («Безопасность бизнеса», 2014, N 1)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

О. В. ГРАЧЕВ, Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ

Грачев Олег Викторович, докторант кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского государственного лингвистического университета.

Трунцевский Юрий Владимирович, заместитель заведующего кафедрой «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор.

В статье освещаются направления формирования системы правового обеспечения экономической безопасности в условиях таможенной интеграции России, Беларуси и Казахстана. Предлагаются меры по формированию единой правоприменительной практики в сфере функционирования Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: интеграционные процессы, единое экономическое пространство, Таможенный союз, экономическая безопасность, международное сотрудничество, правовое обеспечение.

Law-enforcement activities in the sphere of economic security of the Russian Federation in conditions of customs integration O. V. Grachev, Yu. V. Truntsevskij

The article concerns directions of formation of the system of legal ensuring economic security in conditions of customs integration of Russia, Belarus and Kazakhstan; proposes measures aimed at formation of single law-application practice in the sphere of functioning of the Eurasian economic union.

Key words: international processes, single economic space, customs union, economic security, international cooperation, legal ensuring.

Интеграция государств представляет собой сложный и многогранный процесс. Интеграция не только способствует решению проблем современности, но и выводит государства на новые пути экономического, политического и правового развития <1>. ——————————— <1> Мошкина Н. А. Реализация интересов государств в условиях интеграции: на примере Тамож. союза России, Белоруссии и Казахстана // Международные отношения. 2012. N 1. С. 18.

В направлении таможенной интеграции <2> для нашего общества за последние пять лет произошел качественный сдвиг — заработал Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана <3>. ——————————— <2> Термин «интеграция» происходит от латинского integration — воссоздание целого, воссоединение; процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем. См.: Словарь иностранных слов. М., 1998. С. 196. <3> Грачев О. В. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. N 5. С. 32 — 35.

Таможенный союз — это единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами <4>. ——————————— <4> Пункт 25 статьи 2 Федерального закона от 8 дек. 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Целью создания Таможенного союза трех стран стало обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса входящих в него стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. На территории трех стран применяются нормы единого Таможенного кодекса, действуют единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, единое правовое поле в области технического регулирования. Объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств — членов Таможенного союза во взаимной торговле, составил в 2011 г. 62,3 млрд. долларов. По сравнению с 2010 г. объем взаимной торговли увеличился на 35,9%. С 1 января 2012 г. государства — члены Таможенного союза приступили к следующему этапу — формированию Единого экономического пространства. Важнейшими целями и задачами политики России во внешнеэкономической (внешнеторговой) сфере на современном этапе являются: обеспечение благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции, защита экономических и политических интересов Российской Федерации <5>, формирование единого экономического пространства с государствами — участниками Таможенного союза. ——————————— <5> Там же.

Так, согласно ст. 162 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для предотвращения нарушений в сфере таможенного дела таможенные органы РФ обязаны обеспечивать интересы не только Российской Федерации, но и Таможенного союза. Следует согласиться с выводом о том, что интеграционные процессы по формированию Единого экономического пространства, кроме основных целей и задач, должны обеспечивать соответствующий уровень экономической безопасности в условиях глобализации процессов мирового развития и международных экономических отношений <6>. ——————————— <6> Мошкина Н. А. Указ. соч. С. 20.

Система правового обеспечения экономической безопасности и таможенной интеграции рассматривается нами как совокупность правовых норм, регулирующих деятельность по обеспечению и защите данных ценностей Российской Федерации и созданных на этой основе государственных институтов, а также комплекс мер, реализующих правовую политику экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции. Сегодня евразийская интеграция вышла на качественно новый уровень. Так, решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в конце 2011 г. создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (на сегодняшний день в состав входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан с возможностью присоединения других стран). Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — по ключевым позициям первая, беспрецедентная структура на постсоветском пространстве — имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран. Каковы же задачи и цели комиссии? Первая заключается в реализации тех функций государственной власти, которые странами были переданы на наднациональный уровень и которыми стороны сами в силу законов и соглашений заниматься не могут. Вторая задача — это мониторинг и контроль за соблюдением сторонами тех обязательств, которые они приняли в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. ЕЭК передаются полномочия упраздняемой Комиссии Таможенного союза (КТС) <7>. ——————————— <7> http://www. tsouz. ru/

С учетом решения Высшего евразийского экономического совета «О реализации основных направлений интеграции» и других документов Таможенного союза можно установить, что объектом правовой политики в сфере таможенной интеграции выступают: объекты правовой охраны: — единый рынок свободно перемещаемых товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; — инфраструктура евразийского экономического содружества во всех сферах экономики; — устойчивость экономик государств — участников Единого экономического пространства; деятельность государственных и межгосударственных органов по: — совершенствованию таможенного администрирования; — формированию единой правоприменительной практики в сфере функционирования Евразийского экономического союза; — гармонизации уголовного и административного законодательства в целях эффективного функционирования Евразийского экономического союза с учетом особенностей уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза; — обеспечению соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза; — повышению эффективности сотрудничества в борьбе с нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза путем организации взаимодействия при расследовании уголовных дел, методического обеспечения, а также информационного обмена в данной области; — раскрытию преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза; — предупреждению преступлений, совершаемых хозяйствующими субъектами (субъектам, рынка) государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и иными лицами. Всего в систему субъектов правовой политики в сфере таможенной интеграции входит множество различных по своей структуре и выполняемым задачам и функциям государственных и надгосударственных органов. Так, к субъектам правовой политики в сфере таможенной интеграции, определяющим направления ее развития и руководящим ее реализацией в масштабе страны, относятся: Президент, Правительство, Федеральное Собрание Российской Федерации. Безусловно, в реализации правовой политики участвуют и другие субъекты (например, Совет Безопасности Российской Федерации, а также органы исполнительной власти Российской Федерации и муниципальные органы). Таможенные органы Российской Федерации реализуют экономические и собственно правоохранительные задачи. Так, основными стратегическими ориентирами таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. являются обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле <8>. ——————————— <8> Распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. N 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 109.

В рамках реализации экономических задач таможенные органы осуществляют защиту экономической безопасности путем охраны таможенного пространства России. В то же время подразделения ФТС РФ осуществляют административную, оперативно-розыскную деятельность и дознание. Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путем гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Приоритетным направлением международной деятельности Федеральной таможенной службы в последние годы стала работа, связанная с формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства. Так, центральными таможенными органами для целей раскрытия преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной или административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза являются: от Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет, от Республики Казахстан — Комитет таможенного контроля Министерства финансов, от Российской Федерации — Федеральная таможенная служба. Территориальными таможенными органами являются иные таможенные органы сторон, осуществляющие производство по уголовным делам и (или) ведущие административный процесс (производство) по делам об административных правонарушениях <9>. ——————————— <9> Статья 1 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Астана, 5 июля 2010 г.). URL: http://www. tsouz. ru/MGS/ MGS11/Pages/P2_50.aspx.

Между тем отсутствие нормативно-правового закрепления приоритетности уголовно-правового и криминологического направления по предупреждению преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции, предопределило низкий уровень реализации уголовной политики государства в законодательных актах, регламентирующих деятельность субъектов профилактики в сфере экономики (в т. ч. таможенных и пограничных органов ФСБ). Таможенные и пограничные органы ФСБ, в соответствии со ст. 40 УПК РФ, отнесены к органам дознания, поэтому указанные органы должны не только раскрывать преступления и расследовать уголовные дела, но и в соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ должны (обязаны) выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений на государственной или таможенной границе РФ. В связи с созданием Таможенного союза в рамках интеграции трех стран — России, Казахстана и Беларуси — необходимо создание единой нормативной базы, упрощающей взаимодействие правоохранительных служб трех стран. На сегодняшний день унифицировано только таможенное законодательство, а административное и цикл уголовного законодательства остаются национальными. Одним из первых законодательных актов для унификации административного и уголовного законодательства стало решение Межгосударственного совета от 5 июля 2010 г. N 50, согласно которому приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Таким образом, очевидно несовершенство правовой базы ТС, поскольку государства-участники, располагая неполным пакетом законодательного регулирования, для восполнения пробела в законодательстве вынуждены пользоваться национальным законодательством, включая Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях РФ. На практике это приводит к серьезным противоречиям. Например, в России декриминализовано такое деяние, как контрабанда, а по законодательству Республик Беларусь и Казахстан это деяние по-прежнему является преступлением. Дополнительно хочется отметить, что на общих границах отменены таможенное оформление и таможенный контроль произведенных и выпущенных для внутреннего потребления товаров, а это повлечет рост количества поставок контрафактных товаров на российский рынок <10>. ——————————— <10> Максимов Ю. Правовые и организационные особенности развития Таможенного союза // Хозяйство и право. 2011. N 3. С. 89.

Новым направлением правовой политики государства должно стать развитие межотраслевых законодательных актов, унифицированных для Таможенного союза, по предупреждению отдельных наиболее опасных видов преступлений: организованной преступности, коррупции, легализации доходов, незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции, терроризма. Ускоренное и эффективное взаимодействие правоохранительных служб является важным звеном обеспечения экономической безопасности Таможенного союза. В целях определения форм правового взаимодействия необходимо установить международно-правовой источник, обеспечивающий деятельность правоохранительных служб трех стран. Поскольку основой данного источника будут являться нормативные акты трех стран — России, Казахстана и Беларуси, наиболее подходящей формой будет являться кодификация законодательства трех стран и создание сводного источника в виде кодекса правоохранительной деятельности. Создание Таможенного союза направлено на успешное ведение совместных действий против таможенной преступности, для чего следует признать целесообразным принятие Кодекса правоохранительной деятельности стран Таможенного союза (КПД ТС) как документа, консолидирующего в себе нормы различных отраслей права. Задачами такой правоохранительной деятельности должны стать: — обеспечение эффективного применения уголовного и административного законодательства стран — участниц ТС; — привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности за совершение таможенных правонарушений; — эффективное взаимодействие правоохранительных органов стран — участниц ТС. Свод уголовных законов для Таможенного союза должен содержать исчерпывающий перечень общественно-опасных деяний, признаваемых как преступление на всем таможенном пространстве стран — участниц Таможенного союза, с указанием оснований ответственности и наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, с использованием в необходимых случаях бланкетных норм, отсылающих правоприменителя к действующему уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, оперативно-розыскному, административному законодательству каждого государства — участника Таможенного союза. Полагается целесообразным ввести в отдельные нормы свода уголовного закона абсолютно определенные санкции, прежде всего за деяния, совершенные организованными преступными группами, за совершение террористического акта, оборота оружия и наркотиков. Это необходимо, чтобы исключить возможность выбора судьями различной меры наказания независимо от того, где совершено преступление; в условиях Таможенного союза наказание должно быть одинаковым. В целях единообразного понимания необходимо определить категорию таможенного преступления Таможенного союза: таможенным преступлением Таможенного союза является противоправное виновное деяние, представляющее угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран — участниц таможенной интеграции Таможенного союза, причиняющее установленный настоящим Кодексом вред интеграционным отношениям и запрещенное Кодексом под угрозой уголовного наказания. Учитывая международное решение от 5 июля 2010 г. N 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам», можно отметить, что кодекс правоохранительной деятельности станет источником, регулирующим большую группу правоотношений, чем настоящее Соглашение. Данное Соглашение не регулирует блок общественных отношений по таможенным преступлениям, конкретные вопросы сотрудничества стран ТС по уголовным делам. В сравнении с межгосударственным решением от 5 июля 2010 г. N 50 в КПД ТС предлагается гораздо более широкая система таможенных преступлений, расследование которых реализуется не только таможенными органами, но и иными правоохранительными органами ввиду того, что эти преступления совершаются в большинстве своем в квалифицированных составах. Инициатором законодательных новелл в таможенной сфере должна выступить ЕЭК, основной задачей которой является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза (межгосударственная таможенная интеграция). Так, в целях устранения недостатков, выявленных международными экспертами ФАТФ по итогам третьего раунда оценки соответствия российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма международным стандартам в этой области, в условиях формирования правовой базы Таможенного союза ФТС России были подготовлены соответствующие предложения для включения в проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова от 22 января 2010 г. N ИШ-П2-292 данные предложения проработаны совместно с белорусской и казахстанской сторонами. По итогам заседания Комиссии Таможенного союза, состоявшегося 26 февраля 2010 г., принято решение дополнить ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза задачей таможенных органов — обеспечения в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков (п. 7). Данная норма влечет необходимость принятия соответствующего международного договора, направленного на имплементацию в правовую базу Таможенного союза требований IX Специальной рекомендации ФАТФ. ФТС России разработан проект международного договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе с территории Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза). Отсутствие этих норм в законодательстве Таможенного союза создаст возможность для незаконного ввоза в страну и вывоза из нее денежных средств, предназначенных для финансирования терроризма либо полученных в результате совершения преступлений, и может повлечь замечания международных экспертов ФАТФ в адрес Российской Федерации при заслушивании отчета о прогрессе Российской Федерации и при последующих оценках ФАТФ.

Список литературы

1. Грачев О. В. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. N 5. С. 32 — 35. 2. Максимов Ю. Правовые и организационные особенности развития Таможенного союза // Хозяйство и право. 2011. N 3. 3. Мошкина Н. А. Реализация интересов государств в условиях интеграции: на примере Тамож. союза России, Белоруссии и Казахстана // Международные отношения. 2012. N 1. 4. Распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. N 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 109. 5. Федер. закон от 8 дек. 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850. 6. Словарь иностранных слов. М., 1998. 7. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Астана, 5 июля 2010 г.). URL: http://www. tsouz. ru/MGS/ MGS11/Pages/P2_50.aspx.

——————————————————————