Основные направления совершенствования мер общего предупреждения преступлений в сфере таможенной интеграции
(Грачев О. В.) («Российская юстиция», 2013, N 1)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ОБЩЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
О. В. ГРАЧЕВ
Грачев О. В., кандидат юридических наук, доцент.
Решение проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Таможенного союза с участием трех государств: России, Беларуси и Казахстана, который является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. В работе формулируются основные направления совершенствования мер общего предупреждения преступлений в сфере таможенной интеграции.
Ключевые слова: таможенная преступность, показатели преступности, таможенная сфера, предупреждение преступлений.
The solution of the problems of ensuring security of the Russian Federation in the sphere of customs due to the formation of the Customs Union with the participation of the three states: Russia, Belarus and Kazakhstan, which is unprecedented in the integration structures in the post-Soviet space. The authors formulate the basic directions of perfection of measures ofGeneralprevention of crimes in the sphere of customs integration.
Главным направлением борьбы с преступностью с точки зрения обеспечения спокойствия, безопасности, стабильности общества, прав, свобод, законных интересов граждан является ее предупреждение. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность <1>. Предупреждение преступности является частью социально-правовой политики государства и представляет собой сложный комплекс разнообразных мер воздействия: экономических, социально-политических, правовых, психологических, воспитательных, организационных и других, требует усилий многих людей, значительных материальных затрат, ресурсного обеспечения. «Предупреждение преступности не единичный акт, а ряд последовательных действий, связанных с выявлением ее причин и условий, разработкой системы мероприятий по их устранению или нейтрализации, реализации на практике этих мероприятий» <2>. ——————————— <1> Миньковский Г. М., Лунеев В. В. Предупреждение преступности // Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2010. С. 185. <2> Эминов В. Е. Предупреждение преступности. Общие проблемы // Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 2002. С. 285.
В теории криминологии предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное (общее) и специальное. При этом, как подчеркивает В. Е. Эминов, эта терминология несколько условна, так как и специальное предупреждение осуществляется в рамках общества, воздействует на жизнедеятельность его членов, т. е. также имеет социальный характер. Но данная терминология позволяет подчеркнуть различие между мерами, непосредственно связанными с глобальными процессами развития общества, и мерами, направленными именно на борьбу с преступностью <3>. ——————————— <3> Там же. С. 286.
В ряде источников общесоциальное предупреждение преступности основывается на посыле о том, что нельзя ликвидировать второстепенные явления, не устранив главных негативных явлений, с которыми они неразрывно связаны, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических и социальных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению. Однако данная позиция уже не доминирует в науке. Как справедливо отмечает В. В. Лунеев, функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется обществом в процессе его экономического, социального, политического и правового развития. «Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предназначенных для предупреждения преступлений, но именно их решение существенно сказывается на уровне преступности» <4>. ——————————— <4> Лунеев В. В. Классификация мер профилактики // Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2006. С. 191.
Одним из основных объектов воздействия общесоциального предупреждения все специалисты называют сферу экономических отношений. Важно осознать не только причины и формы криминализации экономических отношений в современной России, но также и природу преступных алгоритмов. Стоит согласиться с мнением академика Л. И. Абалкина, который считает, что для выхода страны из кризиса должна быть разработана качественно новая модель развития общества, адекватная как внутренним, историко-культурным традициям, так и мировым тенденциям, в которой социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований <5>. Другое направление общесоциальной профилактики — это изменение социальных норм и правил поведения в обществе, а также характера взаимоотношений между государством и его гражданами. ——————————— <5> Абалкин Л. И. Назревшие проблемы // Вопросы экономики. 1998. N 6. С. 3.
Несомненно, в изучаемой нами области общественных отношений, связанных с преступлениями в сфере таможенной деятельности, характер общесоциального предупреждения преступлений имеет определенные особенности. Представляется, что они связаны главным образом с эволюционным смягчением противоречий между государством и формированием таможенной политики в ключе обеспечения разумного баланса между интересами государств ТС и участниками ВЭД. Радикальная реконструкция экономики потребовала поиска оптимальных экономических и правовых форм и методов защиты государством режима конкуренции хозяйствующих субъектов, обеспечения баланса на внутреннем рынке товаров и услуг, взвешенной политики экспорта-импорта. Создание приоритетов тем не менее не устранило, а по ряду объективных причин актуализировало такое глобальное направление таможенной политики, как охрана собственно государственных интересов в финансово-экономической сфере таможенной деятельности. Важнейшей функцией изучаемого направления государственно-правовой деятельности является обеспечение своевременного поступления в доходную часть федерального и местного бюджета денежных отчислений за счет установленных законом таможенных платежей. При этом государство стремится обеспечить также именно тот объем платежей, который соответствует объему официально фиксируемой внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, независимо от форм их собственности и организационно-правовой структуры. Будучи частью внутренней политики государства, таможенная политика является по своей сути, во-первых, правоохранительной, поскольку защищает интересы государства, хозяйствующих субъектов и граждан, а во-вторых, регулятивной, поскольку направлена на формирование и поддержание сбалансированного экономического, финансово-хозяйственного поля за счет (или путем) установления системы таможенных тарифов, таможенных режимов, льготного или ограничительного режима поставок и т. д. Подобная специфичная функциональность, а также обширный круг субъектов — участников внешнеэкономической деятельности не могут не породить определенной коллизионности интересов государств ТС, с одной стороны, и интересов хозяйствующих субъектов и граждан — с другой стороны. Как указывает Ю. Г. Кисловский, «власть вынуждена удовлетворять внутренние потребности страны в товарах через организацию импортно-экспортных операций: если она запрещает частнику самостоятельный выход на международный рынок, последний рвется туда тайно; ежели допуск все-таки состоялся, юридические и физические лица ищут обходные пути, уклоняются от уплаты таможенных платежей, занимаются контрабандой» <6>. ——————————— <6> Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 1997. С. 3.
В связи с этим при установлении основных направлений таможенной политики и приемов ее реализации законодателю следует ориентироваться на объективный и постоянный характер совпадения основного интереса государства и иных субъектов внешнеэкономической деятельности как оптимизирующий фактор. Основным интересом субъектов здесь явно выступает достижение высоких материально-финансовых результатов деятельности, связанной с импортом-экспортом товаров и услуг. Организация осуществления таможенной политики, ее качество и результативность, на наш взгляд, прямо зависят от степени сбалансированности, совпадения экономического интереса государства и иных субъектов, адекватности норм общеобязательного или запрещенного поведения в сфере таможенной деятельности возможностям достижения компромисса между интересами государства и целями деятельности хозяйствующих субъектов, которые законом прямо связаны с извлечением прибыли. Основная концептуальная идея современного отечественного законодательства о предпринимательстве связана с обеспечением экономической свободы в пределах социальной ответственности перед обществом и финансово-правовой ответственности перед государством и подразумевает такой спектр хозяйственных приемов, направленных на извлечение прибыли, который не вступает в коллизию с интересами общественной безопасности, здоровья населения, материальными и политическими интересами государства и ТС. Последнее обстоятельство актуализируется в сфере таможенного дела и соответствующего законодательства, поскольку не менее заинтересованным лицом в результатах внешнеэкономической деятельности выступает государство, чей бюджет прямо зависит от таких результатов. Чем больше таких поступлений, тем богаче бюджет страны и тем лучше живут граждане страны, нуждающиеся в социальной защите. Поэтому с социальных позиций высокие таможенные пошлины и платежи, их своевременное и полное поступление в бюджет и последующее перераспределение, безусловно, оправданны. Однако увеличение ставок пошлин и платежей, нарушающих сбалансированность интересов государства и иных субъектов внешнеэкономической деятельности, имеет и выраженный негативный аспект, поскольку снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов в увеличении объемов или интенсификации такой деятельности. Наблюдается также значительный косвенный негативный эффект — искусственное завышение ценообразования на внутреннем рынке, погашаемое за счет потребителя. На наш взгляд, наиболее результативные приемы общесоциального предупреждения преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности, находятся в плоскости таможенной политики, осуществляемой государством. Как мы уже отмечали, продуктивность таможенной политики как важного фрагмента внутренней экономической деятельности государства прямо зависит от способности и готовности законодателя конструировать нормы таможенного права по принципу их максимального соответствия идее баланса, экономико-правового консенсуса между государством и иными. В 2005 году вклад российского таможенного ведомства в федеральный бюджет составил 29 млрд. рублей, в 2006-м — 32 млрд. рублей, в 2007-м — около 35 млрд. рублей. Резкое увеличение «таможенных» поступлений фиксируется по мере восстановления российской экономики. Федеральная таможенная служба России в 2009 году перечислила в федеральный бюджет 757,6 млрд. рублей, что на 169,3 млрд. больше, чем в 2008 году. Установленное Правительством плановое задание на 2009 год российские таможенники выполнили на 100,8%. В 2010 году, по сравнению с 2003 годом, общий прирост таможенных платежей составил 723 млрд. рублей, или 15,9 млрд. долл. США. Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 2010 году составила 41,6% (в 2009 г. — 37,6%), в составе ВВП таможенные платежи составили 7,3% (2009 г. — 5,7%) <7>. ——————————— <7> www. customs. ru
Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов ВЭД. В качестве факторов преступности данного вида специалисты называют форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства ТС в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Подводя итоги исследованию основных направлений совершенствования мер общего предупреждения преступлений в сфере таможенной интеграции, полагаем необходимым реализацию следующих первоочередных задач в данной области: — усиление роли государства по предупреждению преступлений в сфере таможенной деятельности. Нужна государственная воля, государство должно быть главным реформатором в стране; — разработка единой программы предупреждения преступлений в сфере таможенной деятельности в рамках ТС; — приведение в соответствие блока административного, таможенного, уголовного законодательства в рамках ТС и последующая унификация таможенного законодательства в ТС; — применение современных информационных технологий в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств с момента пересечения таможенной границы до полного таможенного оформления; — совершенствование и расширение технической базы таможенных органов; — полномасштабное развертывание ЕАИПС ТС, интегрирование в ее информационное пространство таможенных служб государств — участников Таможенного союза; — обеспечение достоверности таможенной статистики, на основе которой будут представляться аналитические и информационные материалы в государственные органы, в первую очередь ведомствам, разрабатывающим торговую политику; — разработка новых систем и технологий автоматизации таможенной деятельности, переход на электронную систему делопроизводства и безбумажную технологию; — усиление личной заинтересованности, поощрение сотрудников таможенной службы, принимавших участие в предупреждении или пресечении конкретного преступления, установленным процентом от прибыли государства, полученной за счет предотвращения преступления. Эти меры в совокупности с формированием нравственного, правового и экономического сознания населения могут принести положительные результаты по развитию ТС.
——————————————————————