К вопросу о правовом статусе иностранного работника в Российской Федерации

(Колябин А. Ю.) («Миграционное право», 2012, N 4)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Ю. КОЛЯБИН

Колябин Алексей Юрьевич, доцент кафедры ГПД Волжского филиала МЮИ, кандидат юридических наук.

Данная статья посвящена проблеме трудовой миграции в Российской Федерации и правовому статусу иностранного работника, в результате которых рынок труда высококвалифицированных специалистов до сих пор не пополнился после эмиграции в конце 20 в., и демографической нестабильности в нашей стране. А низкооплачиваемый труд выполняют нелегальные мигранты, которые способствуют криминогенной обстановке. Поэтому миграционную политику по привлечению качественных трудовых ресурсов в Россию необходимо стимулировать.

Ключевые слова: трудовой мигрант, Международная организация по миграции, высококвалифицированный специалист, инновационный центр «Сколково», страховые взносы, работник, работодатель, миграционная служба, патент для иностранного работника.

To the question about status of foreign worker in the Russian Federation A. Yu. Kolyabin

This article deals with the problem of labour migration in the Russian Federation and the legal status of migrant workers, in which skilled labour market of highly qualified specialists still not added after emigrating in the late 20 century and demographic instability in our country. And low-paid labour are illegal migrants, which contribute to crime. Therefore, migration policies to attract high-quality labor resources in Russia must be encouraged.

Key words: migrant workers, the International Organization for migration, highly qualified specialist, Skolkovo Innovation Center, insurance premiums, employee, employer, migration service, a patent for a foreign worker.

В последние годы нарастает процесс трудовой миграции, увеличивается количество российских работодателей, желающих привлечь на работу иностранных граждан. Но иностранные работники занимают по большей части «дешевые» рабочие места, т. к. наши сограждане не хотят работать на непрестижной работе, за незначительную заработную плату. Эту нишу в принципе заняли гастарбайтеры <1>. ——————————— <1> Гастарбайтер (нем. Gastarbeiter; дословно: гость-работник) — жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего по временному найму. Слово заимствовано в конце 1990-х гг. из немецкого языка, получило широкое распространение в СМИ на территории СНГ, сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем вошло в разговорную русскую речь // URL: www. wikipedia. ru.

С другой стороны, трудовые мигранты, имеющие высокий интеллектуальный, трудовой и профессиональный потенциал, претендующие на высокопоставленные должности, несмотря на «значительные гонорары», до сих пор в дефиците. Так, именно этот класс работников рассматривается в качестве важнейшего социально-экономического ресурса, за привлечение которого конкурируют США, Франция, Канада, Швеция и другие страны, осуществляющие специальные программы повышения уровня своей миграционной привлекательности для лиц, чей уровень образования высок. В последнее время в эту «борьбу» включилась и Россия — в рамках преобразования нормативной базы (например, принятие соответствующего законодательства по дополнительным льготам и гарантиям для инновационного центра «Сколково») <2> и популяризации своих программ по привлечению «мозгов» в страну на самом высшем уровне с подтверждением многомиллиардных вложений <3> (так, например, фонд «Сколково» израсходовал на гранты в 2012 г. 6,3 млрд. руб.) <4>. ——————————— <2> Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» N 244-ФЗ от 28 сентября 2010 г. // Российская газета. N 220. 2010. 30 сентября. <3> Спасение науки — в возвращении «мозгов» своих и привлечении чужих. URL: www. radiovesti. ru; Медведев напомнил о важности популяризации «Сколково» // РИА «Новости». 2012. Октябрь; Д. Медведев назвал победителей Зворыкинской премии // URL: www. innovaterussia. ru. <4> Чернов А. Гранты «Сколково» // Известия. 2012. Ноябрь.

Российская Федерация пока проигрывает в международной конкуренции с другими развитыми странами по привлечению и использованию квалифицированных трудовых ресурсов <5>. ——————————— <5> Леднева В. Ю. Социальные аспекты адаптации трудовых мигрантов // Кадровый дозор. 2011.

Тогда как «импорт» иностранной рабочей силы нам необходим. Это позволит снизить темпы сокращения численности и «старения» населения. В настоящее время демографическая ситуация в России находится в определенном вакууме, когда пожилое поколение не замещается молодым, трудоспособным, поскольку в конце 80-х — начале 90-х гг. наблюдался резкий спад рождаемости. Естественная убыль населения России в 2009 г. была компенсирована на 99% за счет мигрантов <6>. ——————————— <6> Павлов А. Персона «нон мигранта» // Коммуна. 2012. 7 августа.

Итак, необходимость Российской Федерации в трудовых мигрантах налицо, а высокоинтеллектуальных — вдвойне. Но как обстоят дела по правовому статусу иностранного работника в нашей стране — вопрос неоднозначный. Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в т. ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Правительство вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. В соответствии с п. 5 ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <7> Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации. ——————————— <7> Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

По разным оценкам, число иностранцев, работающих в России, колеблется от 1,5 млн. до 7 млн. человек, тогда как официально зарегистрировано лишь около 300 тыс. трудовых мигрантов <8>. Поэтому одна из задач миграционной политики России — сократить черный рынок иностранной рабочей силы. ——————————— <8> Крикунов С. Проблемы трудоустройства иностранных граждан // URL: www. zarplata. ru.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выделяет три правовых статуса: 1) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; 2) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицо без гражданства может и не иметь документа, удостоверяющего личность, в этом случае разрешение на временное проживание выдается в виде документа установленной формы. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. В настоящее время квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации»; 3) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Иностранный гражданин будет признан иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских организациях наравне с гражданами Российской Федерации, т. е. без специальных разрешений. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в Российской Федерации. Применительно к временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам установлено ограничение: они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, например, в сфере розничной торговли и в области спорта. Так, нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1086 распространяются на всех иностранных работников — иностранных граждан, временно пребывающих в России и осуществляющих трудовую деятельность. Обязательные требования к оформлению трудовых отношений: наличие трудового договора, издание приказа о приеме на работу, оформление личной карточки формы Т-2. В бухгалтерии необходимо открыть лицевой счет работника. Запись о приеме на работу должна быть внесена в трудовую книжку российского образца. За нарушение установленных требований, повлекшее нарушение трудовых прав, в т. ч. иностранных работников, предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Работодателю также необходимо помнить, что отсутствие разрешительных документов (разрешение на привлечение и использование иностранного работника, разрешение на работу) влечет административную ответственность работодателя по ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства». Даже при выполнении всех условий законодателя, на наш взгляд, возникает коллизия по выплате страховых взносов по трудовым договорам иностранных работников во внебюджетные фонды РФ (ПФР, ФМС и ФСС). Так, с 2012 г. работодатели обязаны начислять и уплачивать страховые взносы за иностранных работников, временно пребывающих на территории нашей страны, с которыми заключен трудовой договор на срок не менее 6 месяцев либо на неопределенный срок на 2012 — 2013 гг., согласно ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах…» <9> по следующим тарифам: ——————————— <9> Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета. N 137. 2009. 28 июля.

22% — в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); 2,9% — в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС); 5,1% — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС). Все вышеперечисленные тарифы применяются плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в отношении каждого физического лица составляет сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2012 г. <10>. ——————————— <10> Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета. N 137. 2009. 28 июля; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 N 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2012» // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

За высококвалифицированных специалистов (топ-мигрантов), временно пребывающих в России, платить страховые взносы не нужно (одна из дополнительных гарантий для некоторых иностранных работников) <11>. ——————————— <11> ОПФР по г. Вологда: За трудовых мигрантов нужно платить страховые взносы // Новости. 2012. 18 октября.

Трудовой договор с иностранным работником оформляется на неопределенный срок, несмотря на срочный характер таких трудовых отношений, согласно установленным требованиям. При истечении срока разрешения на работу трудовой договор прекращается, запись об увольнении производится со ссылкой на п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Страховые взносы в ПФР начисляются, даже если срочный договор заключен на срок менее 6 месяцев. При заключении договора на три месяца оформлять страховое свидетельство и платить взносы не надо. В результате подмены понятий срочного трудового договора и «специального» трудового договора на неопределенный срок для иностранных работников на практике у работодателей с контролирующими органами возникают проблемы по переквалификации договоров. Кроме того, каждый раз при заключении трудового договора необходимо направлять уведомление о заключении трудового договора в миграционную службу и службу занятости по формам, утвержденным Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147, и уведомление о месте пребывания. Поэтому считаем необходимым, для того чтобы упростить «жизнь» работодателям и их работникам, не подразделять устоявшиеся понятия трудовых договоров в зависимости от субъектного состава. Тем более что это соответствует Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. <12>, принятие которой обусловлено необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития страны, интеграционными процессами на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства. ——————————— <12> Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // URL: www. garant. ru.

Помимо вышеописанного нововведения (до 1 января 2012 г. временно пребывающие в России иностранцы не признавались лицами, подлежащими обязательному пенсионному страхованию), в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2012 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» последние имеют право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. В настоящее время работодателем может являться не только юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), но и физическое лицо. А в соответствии с Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в законную силу с 1 июля 2010 г., граждане Российской Федерации получили право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. Введение патента для иностранных граждан, работающих у физических лиц, позволило вывести из миграционной и налоговой тени около полутора миллионов иностранных граждан <13>. ——————————— <13> Талаш А. Экономическая эффективность патента для иностранного работника // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 48.

С 1 января 2012 г. вступило в силу Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, которое существенно упростило процедуру трудоустройства граждан Казахстана и Республики Беларусь. Оно направлено прежде всего на упрощение миграционного законодательства России и создание благоприятных условий для труда специалистов указанных стран <14>. ——————————— <14> Соглашение от 19 ноября 2010 г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

К сожалению, иностранные работники из этих стран не всегда соответствуют статусу высококвалифицированных специалистов, которым предоставляются наиболее благоприятные условия при осуществлении ими в России трудовой деятельности. Такими лицами признаются иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения их к трудовой деятельности в РФ предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере от 700 тыс. руб. и более за период, не превышающий одного года (365 дней). А для участников проекта «Сколково» размер заработной платы не установлен. Привлекать таких специалистов могут российские коммерческие организации, а также аккредитованные представительства иностранных юридических лиц, чья деятельность ведется с целью развития приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. Для предприятий с иными видами деятельности минимальная оплата труда высококвалифицированных работников установлена от 2 млн. руб. До конца мая 2010 г. российское законодательство не делало для них никаких исключений, предъявляя к квалифицированным специалистам, научным сотрудникам, преподавателям те же требования при въезде в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, что и к тем иностранцам, которые занимаются в России тяжелым физическим, низкооплачиваемым трудом. Сейчас им предоставлено право на получение разрешения на работу вне квоты, более того, разрешения на работу вне квоты могут получить и ближайшие родственники высококвалифицированного специалиста, прибывшие в РФ вместе с ним. Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок до трех лет, и он может быть многократно продлен в соответствии с действующим трудовым договором. На срок действия трудового договора высококвалифицированным специалистам и членам их семей может быть оформлен вид на жительство. Закон N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» обязывает работодателя заключить договор медицинского страхования либо обеспечить право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в пользу высококвалифицированного специалиста и членов его семьи. Налоговый кодекс предусматривает право на обложение по ставке 13% всех выплат по трудовому и гражданско-правовому договорам высококвалифицированного специалиста независимо от срока его пребывания на территории РФ. Вышеуказанные льготы, конечно же, стимулируют привлечение необходимых нам иностранных трудовых ресурсов, но пока мы еще отстаем в плане привилегий, предоставляемых нашими конкурентами — западными странами <15>. В США, вообще говоря, стартовала программа по легализации нелегальных мигрантов <16>. Кроме этого, существует иная проблема в обществе по вопросу привлечения иностранной рабочей силы — это уменьшение толерантности местных жителей к гастарбайтерам и созданию криминогенной обстановки последними. В результате потоки трудовых мигрантов в Россию сокращаются <17>. И их вербовкой занимаются другие страны (Турция, Германия, Малайзия) <18>. ——————————— <15> Киселев И. А. Новый облик трудового права стран Запада. М., 2003. С. 149 — 160. <16> Винокур Б. Амнистию для нелегалов американцы начали с детей // Новые известия. 2012. 20 августа. <17> Грицюк М. Через несколько лет Россия может остаться без трудовых мигрантов // Российская газета. N 5806(133). 2012. <18> Данные Лондонской торгово-промышленной палаты, Международной организации труда, Международной организации по миграции // URL: www. taxpravo. ru.

Поэтому, на наш взгляд, следует проводить разъяснительную работу не только с иностранными работниками (обучение русскому языку, обычаям и законам россиян), но и с самими россиянами по вопросам необходимости трудовой миграции в Россию. Кроме того, законодательную базу для работающих мигрантов желательно максимально приблизить к трудовому законодательству, распространяющемуся только на российских работников. А также необходима всероссийская и международная популяризация миграционного климата в России для высококвалифицированных специалистов. И, конечно же, усилить миграционный контроль за нелегальными мигрантами в России.

——————————————————————