Иностранные граждане как субъекты трудовых отношений

(Ушкин Г. Н.) («Российская юстиция», 2014, N 3)

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Г. Н. УШКИН

Ушкин Г. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Забайкальского государственного университета.

В работе рассмотрены актуальные проблемы законодательного регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации. Правовой статус иностранного гражданина и иностранного работника законодательством урегулирован противоречиво, в связи с этим в статье предлагаются пути устранения выявленных противоречий правового регулирования.

Ключевые слова: миграционные процессы, правовое регулирование, иностранный гражданин, иностранный работник, трудовое право.

The article discusses the current problems of legislative regulation of employment of foreign nationals in the territory of the Russian Federation. The legal status of foreign citizens and foreign worker legislation settled contradictory, concerning the article suggests ways to address the identified contradictions regulation.

Key words: migration, legal regulation, a foreign citizen, a foreign worker, labor law.

Миграционные процессы в современной России являются отражением процессов государственного развития, развивавшихся в стране в последние два десятка лет. Уже давно прошел сложный первоначальный этап трансформаций, связанный с распадом СССР, и сопровождавшийся его тяжелейшей экономической депрессией. Всеобъемлющий кризис государства откликнулся глубоким кризисом и в миграционных процессах. Состояние миграционной обстановки в России сегодня характеризуется несбалансированностью миграционных потоков на отдельных ее территориях, в которые входит Забайкальский край. К. Ромодановский отметил начало посткризисного въездного бума в Россию иностранных граждан — «больше чем на треть за последние годы увеличилось количество въездов в Россию… выявлено более 3 миллионов приезжих, кому будет закрыт въезд в Россию за нарушения сроков» <1>. Сегодня национальная и экономическая безопасность России напрямую связаны с миграционными процессами. Неконтролируемая государством миграция, является одним из факторов дестабилизации политической ситуации не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. ——————————— <1> Константин Ромодановский. Электронный контроль приезжих автоматически закрывает въезд нелегалам // Российская газета (URL: http://www. fms. gov. ru/press/publications/news_detail. php? ro=677n. Обращение — 11.12.2013).

Негативному отношению населения к вопросу, связанному с трудовой миграцией, способствует большой приток лиц, оказавшихся на территории нашей страны, с нарушением миграционного законодательства. Внешняя трудовая миграция приводит к проблемам защиты интересов местного населения и его трудовых прав, соблюдением трудовых и иных прав самих иностранных работников, неудовлетворительным санитарным условиям, в которых проживают мигранты, способствуя распространению инфекционных заболеваний, создает нагрузку на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), приводя тем самым к социальной напряженности. Федеральная миграционная служба подтвердила информацию, согласно которой в Российской Федерации пребывает 11,2 млн. мигрантов, в число которых входят все иностранные граждане, находящиеся на территории России, из них осуществляют трудовую деятельность на законных основаниях — 1,5 млн. человек, а разрешение на временное проживание или вид на жительство имеют только 720 тыс. человек. В результате из-за большого количества мигрантов, находящихся на территории России и осуществляющих деятельность без законных оснований, развивается теневая экономика, растет количество совершаемых уголовных преступлений, административных правонарушений, а также создается почва для коррупционной деятельности <2>. ——————————— <2> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (законопроект N 405022 — 6 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 10.12.2013). URL: http://asozd2.duma. gov. ru/main. nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN;=405022-6&02. Обращение — 11.12.2013.

Вместе с тем среди приезжающих в Россию на заработки иностранных граждан немало и профессиональных кадров, инвесторов, предпринимателей, деятельность которых необходима стране. Государство уделяет особое внимание проблеме адаптации таких иностранных граждан, в частности, общественным организациям, занимающимся социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов, обеспечивается господдержка <3>. Так, при открытии в Тамбове первого Центра социальной адаптации трудовых мигрантов член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Владимир Зорин отметил: «любая развивающаяся экономика, страна не может обойтись без иностранной рабочей силы, без миграции — как внутренней, так и внешней» <4>. Основными задачами Центра являются: оказание содействия в социальной адаптации трудовых мигрантов к российским условиям; профилактика незаконной миграции и др. ——————————— <3> Грицюк М. Услышать друг друга. Государство поддержит работу по адаптации приезжих (URL: http://www. rg. ru/2013/12/09/migr. html. Обращение — 11.12.2013). <4> 03.09.2013 в Тамбове открылся первый в России Центр социальной адаптации трудовых мигрантов (URL: http://fms. tambov. gov. ru/news/20130905_1. Обращение — 11.12.2013).

Упорядочение миграционных процессов в отдельных регионах России, создание системы адаптации профессиональных мигрантов предполагает необходимость изучения правового положения иностранных работников в сфере трудовых отношений. В настоящее время регулирование процессов привлечения и использования в России иностранной рабочей силы осуществляется на основе положений более чем 30 нормативных правовых актов. Ключевым является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) <5>. ——————————— <5> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Закон N 115-ФЗ регулирует в том числе условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, определяет понятия «работодатель» и «иностранный работник», устанавливает права и обязанности, обязательные условия трудового договора, его срочный характер, обязательный размер оплаты труда высококвалифицированного работника, основания прекращения трудового договора, особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан и др. Однако существуют и пробелы в правовом регулировании трудовых отношений иностранных граждан. Так, в соответствии с коллизионной нормой ст. 5 ТК РФ <6>, если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс. Таким образом, до внесения изменений в ТК РФ указанный Закон в соответствующей части применяться не может, в этом случае подлежат применению положения ТК РФ. ——————————— <6> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // РГ. 2001. 31 декабря.

Прежде всего необходимо отметить несогласованность норм ТК РФ и Закона N 115-ФЗ, определяющих правовые категории «работник» и «иностранный работник». Согласно ст. 20 ТК РФ работник является одной из сторон трудовых отношений и определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. При этом Кодексом устанавливается возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ). Исходя из ст. 11 ТК РФ, согласно которой на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, иностранный гражданин подпадает под определение понятия работника, содержащегося в ст. 20 ТК РФ. То есть согласно Кодексу любой иностранный гражданин, достигший установленного ТК возраста и вступивший в трудовые отношения с работодателем на территории РФ, является работником. В ст. 2 Закона N 115-ФЗ изложено легальное толкование понятия «иностранный гражданин» — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом трудовая деятельность определяется Законом N 115-ФЗ как работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Таким образом, элементами правового режима иностранного работника в соответствии с Законом N 115-ФЗ являются следующие: 1) иностранный гражданин должен относиться к категории временно пребывающего на территории РФ, т. е. являться лицом, прибывшим в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившим миграционную карту, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание; 2) иностранный гражданин должен осуществлять трудовую деятельность, т. е. работать на основании трудового договора или гражданско-правового договора; 3) трудовая деятельность должна осуществляться в установленном порядке; под «установленным порядком» следует понимать соблюдение определенных в Законе N 115-ФЗ условий трудовой деятельности, к которым, например, можно отнести необходимость получения иностранным гражданином разрешения на работу, осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в пределах определенного субъекта РФ, особые основания обязательного прекращения трудового или гражданско-правового договора и др. Следует отметить, что Закон N 115-ФЗ не определяет возраст, с которого иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность в РФ. Однако разрешение на работу иностранному гражданину не выдается в случаях недостижения возраста 18 лет <7>. ——————————— <7> Приказ ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России от 11.01.2008 N 2 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 28.

Таким образом, правовая категория «иностранный работник», используемая Законом N 115-ФЗ, в полной мере не соответствует категории «работник», сформулированной трудовым законодательством; элементы и содержание обозначенных правовых режимов существенно разнятся. Во-первых, Закон N 115-ФЗ допускает осуществление трудовой деятельности иностранным работником на основании гражданско-правового договора. Во-вторых, исходя из легального определения иностранным работником не может быть признан иностранный гражданин, имеющий вид на жительство или разрешение на временное проживание. В то же время временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу (п. 4 ст. 13) и вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13). Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13). А законно находящиеся на территории РФ иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, могут привлекаться к трудовой деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора при наличии у иностранного гражданина патента (п. 1 ст. 13.1). К таким законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам относятся в том числе и граждане, получившие разрешение на временное проживание (ст. 6.1). Таким образом, физические лица, относящиеся к категории временно проживающих в РФ или постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, могут осуществлять трудовую деятельность, но согласно положениям Закона N 115-ФЗ на них не распространяется режим иностранного работника <8>. ——————————— <8> Охлопкова Н. Н. Иностранный работник как особый субъект трудовых отношений // Вопросы трудового права. 2011. N 9.

Представляется, что для устранения противоречий следует ввести в Трудовой кодекс Российской Федерации понятие «иностранный работник», которым будет являться законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин, достигший возраста, с которого трудовое законодательство Российской Федерации допускает заключение трудового договора с иностранным гражданином, и вступивший в трудовые отношения с работодателем, особенности труда которого регулируются федеральным законом. При этом нормы ТК РФ, регулирующие трудовую деятельность иностранного работника, целесообразно выделить в отдельную главу ТК РФ.

Список использованной литературы

1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 28. 2. Охлопкова Н. Н. Иностранный работник как особый субъект трудовых отношений // Вопросы трудового права. 2011. N 9.

——————————————————————