Организация и временно пребывающий иностранный гражданин заключили трудовой договор. Организация поставила его на миграционный учет по месту пребывания — по адресу своего нахождения
Во время работы иностранец был направлен в служебную командировку на срок, не превышающий пяти календарных дней, в обособленное подразделение организации, где проживал на территории подразделения.
Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ по причине неисполнения обязанности по направлению в орган, осуществляющий миграционный учет, уведомления о прибытии иностранного гражданина в место командировки?
Ответ: Решение органа миграционного учета о привлечении организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях неправомерно. По прибытии иностранного работника в место командировки на срок не более 5 дней не произошло изменения места его пребывания, поэтому у организации отсутствовала обязанность по направлению в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место командировки.
Обоснование: Согласно положениям ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом N 109-ФЗ.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ к стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, относятся, в частности, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживают или осуществляют трудовую деятельность (находятся).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Часть 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ обязывает иностранного гражданина в случае нахождения в месте пребывания встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, в случае если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации, уведомление о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
На основании пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. 3 и 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч. 10 ст. 22 Закона N 109-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ.
Согласно п. п. 23 и 24 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, к числу сведений, которые должны быть указаны в уведомлении о прибытии, относятся адрес места пребывания и адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания). В рассматриваемом случае срок командировки работника составлял менее 5 дней, поэтому работник по месту командировки миграционному учету не подлежал, место пребывания его не изменилось. Соответственно, организация не может быть привлечена к ответственности (см. также Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2013 по делу N А75-8845/2012).
Е. В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
26.09.2013
——————————————————————