Административно-правовой статус вневедомственной охраны при органах внутренних дел

(Чекалдина Т. Ф.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 6)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Т. Ф. ЧЕКАЛДИНА

Чекалдина Татьяна Федоровна — старший преподаватель Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Органы внутренних дел, а также милиция выполняют различные задачи по обеспечению правопорядка. Так, согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» <1>, милиция в Российской Федерации — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом. ——————————— <1> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Задачами милиции являются: — обеспечение безопасности личности; — предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; — выявление и раскрытие преступлений; — охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; — защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; — оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом. Одной из задач милиции является охрана собственности независимо от ее принадлежности. Охрану собственности осуществляют различные структурные подразделения органов внутренних дел. У каждого подразделения органов внутренних дел свои задачи и компетенция в сфере охраны собственности. Непосредственно охрану собственности осуществляет вневедомственная охрана при органах внутренних дел. Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях милиции общественной безопасности» <2> вневедомственная охрана входит в состав милиции общественной безопасности. Административно-правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности осуществляется посредством: Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 г. «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел» <3>, Постановления Правительства РФ от 26 августа 2004 г. «Об условиях оплаты труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ» <4>, Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» <5>, Приказа МВД России от 2 сентября 2005 г. N 716 «Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации» <6>, Приказа МВД России от 16 ноября 2006 г. N 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» <7>, Приказа МВД России от 29 августа 2006 г. N 685 «Об утверждении Порядка учета рабочего времени и численности сотрудников милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, необходимой для закрытия поста и маршрута патрулирования» <8> и др. ——————————— <2> См.: Собрание законодательства РФ. 2000. N 30. Ст. 4905. <3> См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 8. Ст. 507. <4> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3643. <5> См.: Собрание законодательства РФ. 2005. N 8. Ст. 647. <6> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 43. <7> Документ официально опубликован не был. <8> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 42.

Говоря о задачах вневедомственной охраны, необходимо отметить, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа. Основными задачами вневедомственной охраны являются: — охрана имущества собственников на основе договоров; — участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; — проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания. Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами: — обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками; — в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств; — участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей; — осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций; — организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд; — осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах; — организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации; — участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.

Библиографический список

1. Безденежных В. М. Обеспечение законности в административной деятельности органов внутренних дел. М., 1999. 2. Горин Е. В. Организация деятельности вневедомственной охраны в регионе. Домодедово, 2005. 3. Колонтаевский Ф. Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности. М., 1995. 4. Косицин И. А. Правовые и организационные основы охраны особо важных объектов подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2001. 5. Нечевина Н. Д. Милиция общественной безопасности и гражданское общество: организационный аспект. М., 2003. 6. Омаева Ж. З. Формы и методы административно-правовой деятельности милиции общественной безопасности в современных условиях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. 7. Тудос С. А. Административная деятельность вневедомственной охраны МВД России по обеспечению имущественной безопасности и безопасности личности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 8. Хижняков Н. Г. Милиция в системе исполнительной власти Российской Федерации (теоретические и организационно-правовые аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998.

——————————————————————