Реформирование службы вневедомственной охраны

(Занина Т. М., Ильченко Л. К.)

«Общество и право», 2009, N 4

РЕФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Т. М. ЗАНИНА, Л. К. ИЛЬЧЕНКО

Занина Татьяна Митрофановна, кандидат юридических наук, профессор, начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России.

Ильченко Лариса Константиновна, адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности Воронежского института МВД России.

Созданная в системе милиции в 1952 г. вневедомственная охрана, постоянно совершенствуя свою деятельность, к концу XX в. стала достаточно обеспеченной финансовыми и техническими ресурсами службой, пользующейся поддержкой государства, активно наращивающей объемы деятельности по охране объектов и расширяющей свое участие в охране правопорядка.

Хозяйственная деятельность службы, действующей в правоохранительной системе под эгидой Министерства внутренних дел РФ, развивалась в соответствии с законами рыночной экономики, что, несомненно, порождало негативное общественное мнение о выполнении вневедомственной охраной несвойственных органам внутренних дел функций, в органах власти различных уровней инициировались предложения по ограничению ее влияния на обеспечение имущественной безопасности [1].

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, по мнению В. У. Хатуаева [2, с. 150], является одним из приоритетных направлений административной реформы, в связи с чем одной из рекомендаций правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов, созданной в 2003 г. [3], было предложение о выводе вневедомственной охраны из структуры МВД России. Альтернативой ликвидации службы стала реорганизация вневедомственной охраны путем полного разграничения ее правоохранительных и экономических функций.

С 1 января 2004 г. вневедомственная охрана была переведена на финансирование из федерального бюджета [4], чем и ознаменовалось начало реформирования службы вневедомственной охраны. Далее функции службы по охране коммерческих организаций стационарными милицейскими постами были сокращены, а в 2005 г. в связи с необходимостью разграничения государственно-административных и хозяйственно-коммерческих функций органов исполнительной власти было проведено внутреннее реформирование структурных подразделений Министерства внутренних дел РФ.

Начиная с 2005 года в системе МВД России взаимодействуют два самостоятельных структурных подразделения, призванных от лица государства обеспечивать безопасность и охрану имущества на охраняемых объектах: подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел и филиалы федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» МВД России (ФГУП «Охрана» МВД России), образованные на базе военизированных, сторожевых и проектно-монтажных подразделений вневедомственной охраны [5].

Сегодня подразделения вневедомственной охраны функционируют в том виде, какими они стали в процессе уже проведенной реорганизации, однако и на этом реформирование службы не окончено: в 2010 году в порядок организации деятельности вневедомственной охраны будут внесены коррективы в соответствии с нашумевшим Приказом МВД России от 30.12.2007 N 1220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации» [6] (в редакции Приказа МВД России от 10.07.2008 N 587 «О внесении изменений в Приказ МВД России от 30.12.2007 N 1220») [7]. Подтверждением грядущего очередного реформирования службы вневедомственной охраны является тот факт, что на 2010 г. в федеральном бюджете расходы на обеспечение ее деятельности (отдельной статьей) не запланированы [8].

В этой связи предполагается поиск и применение новых подходов в направлении реформирования службы вневедомственной охраны, основанных на глубоком научном осмыслении наиболее принципиальных моментов обеспечения сохранности объектов различных форм собственности российскими правоохранительными органами, в связи с чем считаем необходимым рассмотреть целесообразность функционирования подразделений вневедомственной охраны в стране на современном этапе и, таким образом, определить круг задач, выполнение которых возможно только рассматриваемой службой.

В соответствии со ст. 9 Закона «О милиции» [9] перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны, определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время к таким объектам [10] относятся только международные аэропорты и объекты Счетной палаты Российской Федерации. Министерством внутренних дел РФ разрабатывается нормативный акт, устанавливающий перечень государственных объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел. В проект Перечня уже включено 18 тыс. различных объектов. В их число входят здания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов судебной власти, Генпрокуратуры, Центробанка, Пенсионного фонда и другие [11].

Охрану остальных объектов, включенных в Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране, утвержденный Правительством РФ, успешно может осуществлять ФГУП «Охрана», тем более что работники военизированных и сторожевых подразделений предприятия наделены правом использования служебного оружия [12].

Что касается охраны объектов, подключенных на пульт централизованного наблюдения, то и эти функции выполнимы с помощью стремительно развивающихся пультов ФГУП «Охрана», созданных на базе системы передачи извещений «Сокол».

В связи с тем, что к концу 2008 г. пульты ФГУП «Охрана» функционируют в 35 регионах России из 79, в которых имеются филиалы предприятия [13, с. 11], и в дальнейшем сеть пультов будет только разрастаться, представляются возможными ликвидация пунктов централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны и подключение всех ранее охраняемых вневедомственной охраной объектов на пульты предприятия с заключением соответствующих гражданско-правовых договоров.

При этом, как следствие, необходимо рассматривать вероятность создания на базе военизированных подразделений ФГУП «Охрана» МВД России вооруженных и экипированных соответствующим образом групп немедленного реагирования ФГУП «Охрана» МВД России, которые, обнаружив проникновение на объект, принимают необходимые меры к пресечению правонарушений в соответствии со своей компетенцией и сообщают в дежурную часть территориального органа внутренних дел о случившемся.

Исходя из вышесказанного ФГУП «Охрана» МВД России вполне способно оказывать услуги по охране объектов всех форм собственности, включая охрану квартир, в том числе осуществлять оперативное реагирование на тревожные сообщения из охраняемых объектов собственными группами немедленного реагирования. Исключение при этом составляют объекты, охрана которых должна осуществляться только милицейскими подразделениями.

В связи с изложенным значительным сокращением количества охраняемых объектов и обусловливается, по нашему мнению, возможная реорганизация службы вневедомственной охраны в системе МВД России. Однако надлежит учитывать и вклад службы в решение общемилицейских задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в связи с чем наличие милицейских подразделений, задачами которых будут являться охрана государственных объектов и охрана общественного порядка, в системе МВД России необходимо.

Полагаем, что один из вариантов создания службы заключается в передаче сил и средств подразделений вневедомственной охраны в Центр охраны объектов высших органов государственной власти Министерства внутренних дел Российской Федерации, подчиняющийся также Департаменту государственной защиты населения МВД России, с дальнейшим переименованием Центра, например, в Центр охраны государственных объектов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Однако в этом случае охрана общественного порядка будет являться дополнительной (второстепенной) задачей подразделений милиции Центра.

Второй и более целесообразный, на наш взгляд, вариант реорганизации службы вневедомственной охраны — создание в структуре МВД России службы по охране государственных объектов.

Нами предполагается, что подразделения по охране государственных объектов должны создаваться и дислоцироваться в тех населенных пунктах, где есть объективная необходимость охраны этих объектов, входить в штаты соответствующих горрайлинорганов внутренних дел (в виде батальонов, рот, взводов и отделений — в зависимости от концентрации в населенном пункте объектов, подлежащих охране) и находиться в непосредственном подчинении их начальников.

Возглавлять службу по охране государственных объектов должен Департамент государственной защиты имущества МВД России, в задачах которого помимо общего руководства и контроля за деятельностью указанной службы нами предусматриваются также: участие в гражданско-правовых отношениях от имени МВД России, разработка тарифов на услуги охраны и контроль за их применением, организация централизованной бухгалтерии, координация действий по заключению гражданско-правовых договоров на охрану объектов и т. п.

Основными задачами подразделений по охране государственных объектов помимо общемилицейских задач по охране общественного порядка должны являться:

охрана государственных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ;

выдача предписаний по организации охраны объектов особой важности, не входящих в перечень, и осуществление контроля за их исполнением;

подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств.

По результатам рассмотрения функционирования подразделений вневедомственной охраны на современном этапе, определения круга задач, выполнение которых возможно только указанной службой, а также принимая во внимание значительный вклад подразделения в решение задач общемилицейской направленности, на наш взгляд, дальнейшее реформирование службы вневедомственной охраны в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации возможно, но при условии реорганизации указанных подразделений в службу по охране государственных объектов МВД России.

Литература

1. Приказ МВД России от 11.07.2002 N 667 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 2 июля 2002 г. N 4 КМ/2». Документ опубликован не был.

2. Хатуаев В. У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Монография. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004.

3. Постановление Правительства РФ от 21.01.2003 N 29 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов и ее состава» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 4. Ст. 331.

4. Федеральный закон от 23.12.2004 N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038.

5. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 N 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 8. Ст. 648

6. См.: форум сотрудников МВД [электронный ресурс] // http://www. police-russia. ru/showthread. php? t=9680.

7. См.: форум сотрудников МВД [электронный ресурс] // http://www. police-russia. ru/showthread. php? t=9680&page;=11.

8. Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг.» // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 3995.

9. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» // Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

10. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 24.08.1992. N 8. Ст. 506; Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 N 320 «О внесении изменений в Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране» // Собрание законодательства РФ. 05.05.2008. N 18. Ст. 2055.

11. Фалалеев М. Охрана от Нургалиева // Российская газета. 17.01.2008. N 4564.

12. Федеральный закон от 15.06.2006 N 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О ведомственной охране» // Собрание законодательства РФ. 26.06.2006. N 26. Ст. 2779.

13. Мы инвестируем в человека и технологии // Комсомольская правда. 03.12.2008.

——————————————————————