Административно-правовые средства минимизации правонарушений и обеспечение собственной безопасности сотрудников милиции
(Тюрин В. А.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 6)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА МИНИМИЗАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ
В. А. ТЮРИН
Тюрин Виктор Анатольевич — доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.
В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы предупреждения правонарушений в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, указывается на меры обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел как фактора противодействия коррупции и укрепления служебной дисциплины.
Ключевые слова: правонарушение, собственная безопасность, минимизация, противоправное поведение, органы внутренних дел, личная охрана, общественная опасность.
Administrative and legal means of minimization of violations and guarantees of personal security of police officers V. A. Tyurin
The article is devoted to the legal and organizational problems of prevention of violations in the activity of internal affairs agencies. The author also discusses the personal security of police officers as a factor of anti-corruption measures.
Key words: violation of law, personal security, minimization, unlawful behavior, internal affairs agencies, body guard, social security.
Коррупция в правоохранительных органах вообще и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с коррупцией на всех уровнях публичного управления. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. В этой связи проблемы противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в органах внутренних дел приобретают особое значение <1>. ——————————— <1> См.: Кошелев И. Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.
Следует отметить, что число правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, не сокращается. При этом противоправные деяния отдельных сотрудников негативно отражаются на доверии граждан к органам внутренних дел в целом. Ежегодно выявляются факты проникновения на службу в органы внутренних дел лиц, устойчиво связанных с криминальными структурами, имеющих либо имевших судимость, что причиняет серьезный вред интересам службы, деформирует ее облик в глазах населения, сводит на нет усилия многих честных и добросовестных сотрудников, создавая эффект их некомпетентности в оказании должного противодействия представителям преступной среды. Не снижается количество фактов насильственных посягательств, угроз и шантажа в отношении сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей и лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел. Известны попытки захвата, нападения и проникновения на объекты органов внутренних дел, несанкционированного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, факты нарушения требований конспирации. В этих условиях обеспечение безопасности личного состава, лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел на конфиденциальной основе, граждан, содействующих обеспечению правопорядка, от посягательств организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций) и отдельных правонарушителей становится жизненно важной потребностью и важнейшим принципом организации деятельности органов внутренних дел <2>. ——————————— <2> См.: Кошелев И. Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 67.
Проблемы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при выполнении возложенных на них задач, связанных со служебной деятельностью, приобретают в настоящее время особую остроту и актуальность. Связано это с тем, что потери среди личного состава органов внутренних дел в 3 раза превышают потери полицейских США. В среднем, по данным МВД России, ежегодно от рук преступников гибнет свыше 300 сотрудников. В 50% случаев основной причиной гибели сотрудников является утрата ими бдительности, каждый седьмой случай связан с проявлением нерешительности и медлительности в применении огнестрельного оружия <3>. ——————————— <3> См.: Фомин И. П. Личная безопасность в практической деятельности органов внутренних дел. Челябинск, 2006. С. 3.
Административно-правовые средства обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел закреплены в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» <4>, Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» <5>, Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <6> и др. ——————————— <4> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503. <5> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 770. <6> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Сотрудникам милиции предоставлен ряд прав по обеспечению собственной безопасности. Так, согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» <7> сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях: для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления (ст. 14). ——————————— <7> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях: для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием (ст. 15). В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <8> следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, подлежат государственной защите (ст. 2). ——————————— <8> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: — личная охрана, охрана жилища и имущества; — выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; — временное помещение в безопасное место; — обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; — перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; — переселение на другое место жительства; — замена документов, изменение внешности. Сотрудник органа внутренних дел, личная безопасность которого обеспечивается, имеет право: — знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности; — просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности; — требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его, кроме осуществляемых, иных мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер; — обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности. Сотрудник органа внутренних дел, личная безопасность которого обеспечивается, обязан: — выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность; — незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его; — бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности; — не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры. П. П. Сергун, исследуя специфику службы в органах внутренних дел, говорит о том, что в современный период необходима концепция государственной охраны сотрудников органов внутренних дел. Объективная необходимость данной концепции обусловлена тем, что охранные механизмы в отношении личного состава органов внутренних дел не отвечают современному состоянию развития российского общества и складывающейся ситуации в области борьбы с преступностью <9>. ——————————— <9> См.: Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел РФ (состояние и теория развития). М., 1998. С. 220.
М. Е. Евдокимов говорит о том, что главный ориентир для всех подразделений собственной безопасности — это организация надежной защиты порядочных сотрудников, которых большинство в системе органов внутренних дел, создание оптимальных условий для службы <10>. ——————————— <10> См.: Евдокимов М. Е. Деятельность отделов собственной безопасности органов внутренних дел в субъектах РФ (опыт Тамбовской области) // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 289.
В этой связи было бы вполне оправданно принять нормативный правовой акт, в котором целесообразно закрепить административно-правовые механизмы обеспечения собственной безопасности в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности. Данный нормативный правовой акт должен иметь статус федерального закона. Для более эффективного обеспечения личной безопасности сотрудник органов внутренних дел должен конкретно представлять свое поведение и действия в экстремальной ситуации, психологически быть готовым к самозащите и в случае необходимости нейтрализации нападающих. С этой целью каждому сотруднику необходимо моделировать свое поведение и действия в различных ситуациях, что даст возможность лучше запомнить и овладеть необходимыми действиями и приемами, выработать психологическую готовность к оптимальному поведению, своевременно распознать и правильно оценить опасную для здоровья и жизни ситуацию, ограничить возможность внезапного нападения со стороны злоумышленников, оградить себя и своих близких от преступных посягательств <11>. ——————————— <11> См.: Тимофеев Ю. А. Организационно-правовые основы деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 15.
Библиографический список
1. Евдокимов М. Е. Деятельность отделов собственной безопасности органов внутренних дел в субъектах РФ (опыт Тамбовской области) // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. 2. Кошелев И. Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 3. Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел РФ (состояние и теория развития). М., 1998. 4. Тимофеев Ю. А. Организационно-правовые основы деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 5. Фомин И. П. Личная безопасность в практической деятельности органов внутренних дел. Челябинск, 2006.
——————————————————————