Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в правоохранительной деятельности органов внутренних дел
(Евстифеев В. В.)
(«Административное и муниципальное право», 2010, N 2)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В. В. ЕВСТИФЕЕВ
Евстифеев Вячеслав Валериевич — соискатель Московского университета МВД России.
В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел, выявляются перспективные направления противодействия коррупции в правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: коррупция, собственная безопасность, органы внутренних дел, законность, дисциплина, ответственность, правоохранительная деятельность.
Administrative and Legal Regulation of Restraint of Corruption in Law Protection Activity of the Internal Affairs Authorities
V. V. Evstifeef
The article considers the legal and organizational problems of fghting corruption in the activity by internal affairs authorities. The author described the perspective ways to prevent corruption in law protection activity.
Key words: corruption, personal security, internal affairs authorities, legality, discipline, responsibility, law protection activity.
Коррупция в соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г., отнесена к угрозам национальной безопасности. Безусловно, в настоящее время она оказывает разлагающее влияние на органы государственной власти и местного самоуправления, тормозит развитие экономических и социальных процессов в обществе, ограничивает действие экономических законов, вытесняет честный и социально ориентированный бизнес, оказывает разрушающее влияние на различные сферы общественной и социальной жизни граждан, ограничивает их доступ к получению достойного образования и медицинской помощи.
Именно поэтому на протяжении ряда лет в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию уделялось особое внимание задачам противодействия коррупции, в первую очередь направленным на повышение эффективности государственного управления и конкурентоспособности страны, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.
Президентом поставлена задача за короткий период создать в стране действенную систему противодействия коррупции, добиться резкого сокращения ее масштабов. Проводимые в Российской Федерации социально-экономические и политические преобразования требуют от органов внутренних дел принятия более активных мер по защите конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, выработке принципиально новых подходов в борьбе с преступностью и коррупцией.
Борьба с коррупцией отнесена к числу основных задач Министерства внутренних дел РФ наряду с предупреждением и пресечением актов терроризма, перекрытием каналов финансирования террористических и экстремистских организаций, борьбой с организованной преступностью.
В 2009 г. в Министерстве внутренних дел РФ осуществлен комплекс мер по совершенствованию организационно-штатного обеспечения данного направления деятельности.
Вопросы антикоррупционной деятельности положены в основу Плана мероприятий по проведению административной реформы в Министерстве внутренних дел РФ. Во исполнение данного Плана разработана и утверждена Комплексная программа мероприятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией. Основной ее целью является повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ в сфере борьбы с коррупцией.
В активной фазе в настоящее время находится разработка проекта Концепции федеральной целевой программы «Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией в Российской Федерации на 2009 — 2014 гг.», в которой также предусматривается большой комплекс антикоррупционных мероприятий.
МВД России уделяет большое внимание организации и проведению внутриведомственных антикоррупционных мероприятий.
Так, в целях предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел России проводятся мероприятия по совершенствованию правового регулирования в области обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел.
Министерством проработаны и направлены в Министерство юстиции РФ предложения, предусматривающие дополнительные требования, ограничения и запреты, связанные с правоохранительной службой, и механизмы контроля за их соблюдением сотрудниками правоохранительных органов.
Перечисленные и многие другие организационные и практические мероприятия позволили добиться некоторых позитивных результатов в работе по пресечению должностных преступлений и фактов взяточничества.
За последние пять лет общее число выявленных преступлений против интересов государственной и муниципальной службы (гл. 30 УК РФ) возросло почти в полтора раза. По данным ГИАЦ МВД России, за январь — декабрь 2009 г. подразделениями органов внутренних дел РФ выявлено 32874 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из них около 3-х тысяч преступлений выявлено подразделениями криминальной милиции МВД России; в том числе квалифицированных по ст. 290 УК РФ (получение взятки) — 6380, по ст. 291 УК РФ (дача взятки) — 4662. В свою очередь выявлено более 1000 преступлений по фактам взяточничества. Увеличилось на 10997 количество установленных лиц, совершивших преступления данной категории. На 7862 возросло число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в том числе на 1789 больше привлечено взяткополучателей, на 3263 — взяткодателей. За рассматриваемый период установлено 802 лица, совершивших коррупционные преступления, из которых к уголовной ответственности за их совершение привлечено 676 лиц.
Также в отчетном периоде на 29613 увеличилось число раскрытых преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, в том числе квалифицированных по ст. 290 УК РФ — на 5642, по ст. 291 УК РФ — на 4392. Подразделениями МВД России раскрыто 2293 преступления, предусмотренных главой 30 УК РФ, из которых 924 преступления — за взяточничество. В результате активизации деятельности специализированных подразделений органов внутренних дел повысилась качественная составляющая выявляемых должностных преступлений, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления.
Так, в числе осужденных коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время отмечается положительная динамика в выявлении преступлений данной категории, совершенных в крупном и особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб, их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 1020.
Размер причиненного материального ущерба на момент возбуждения уголовных дел составил более 3,5 млрд. рублей. Наложен арест на имущество, изъято предметов, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму более 31 млрд. рублей.
В 2008 г. положительная тенденция в работе подразделений органов внутренних дел РФ по борьбе с коррупцией сохраняется.
Так, за январь — март 2008 г. выявлено на 14478 больше преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе квалифицированных по ст. 290 УК РФ (получение взятки) — на 2722, по ст. 291 УК РФ (дача взятки) — на 1974.
Увеличилось на 3980 количество установленных лиц, совершивших преступления данной категории. На 481 больше выявлено преступлений данной категории, совершенных в крупном и особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб.
Вместе с тем несмотря на имеющиеся положительные результаты по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности в сфере борьбы с коррупцией в целом уровень противодействия ее распространению нельзя признать адекватным сложившейся криминальной ситуации.
Анализ результатов борьбы с коррупцией в рассматриваемом периоде показал, что многие руководители органов и подразделений внутренних дел лишь имитируют выполнение требований МВД России по активизации антикоррупционной деятельности в сфере пресечения фактов коррупции.
В целом ряде субъектов РФ органами внутренних дел в 2009 г. не выявлено ни одного факта получения взятки, совершенного в крупном или особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб.
К числу основных причин неэффективности борьбы с коррупцией можно отнести недостатки в организации деятельности оперативных подразделений, неполноту сбора материалов доследственной оперативной проверки, отсутствие видения судебной перспективы у сотрудников, осуществляющих такие проверки, и следователей, расследующих соответствующие уголовные дела.
Кроме того, обобщение следственной практики свидетельствует о вполне сложившейся тенденции привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающих невысокое должностное положение. В основном это руководители небольших муниципальных или сельских образований, их структурных подразделений, их заместители и специалисты.
Помимо организационных просчетов, недостатков в правовом обеспечении перечисленные недостатки и упущения в противодействии должностным преступлениям обусловлены недостаточным уровнем профессиональной подготовленности сотрудников, повышения которого добиться пока не удалось. Отсутствие анализа состояния противодействия коррупции не позволяет дать оценку и спрогнозировать на ближайшую перспективу уровень коррумпированности представителей органов власти и местного самоуправления, их противоправных связей с лидерами и активными членами организованных преступных формирований, сделать выводы о наиболее пораженных коррупцией законодательных и исполнительных ветвях власти, а также органов местного самоуправления.
По-прежнему основные усилия сотрудников направлены на раскрытие преступлений, не представляющих большой общественной опасности, таких как: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Выявленные недостатки характерны для всех подразделений, осуществляющих работу на данном направлении.
В настоящее время в сфере противодействия коррупции можно выделить следующие тенденции развития преступности:
— устойчивый рост количества преступлений;
— повышение степени общественной опасности преступлений с одновременным увеличением уровня их латентности;
— увеличение размеров наносимого материального ущерба;
— качественные изменения в структуре регистрируемой преступности в сторону увеличения числа преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ);
— наибольший уровень латентности должностных преступлений, что, однако, не противоречит динамичному росту числа выявленных преступлений, наносящих существенный материальный вред гражданам страны и государству;
— постоянная модернизация способов совершения преступлений с учетом происходящих в стране изменений и развития системы противодействия данной преступности;
— совершенствование способов прикрытия лиц, участвующих в коррупционных преступлениях.
В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ в сфере борьбы с коррупцией предлагается сосредоточить основные усилия органов внутренних дел на решении следующих приоритетных задач:
— активизировать участие подразделений МВД России в разработке государственной политики и стратегии действий в сфере борьбы с коррупцией, совершенствовании антикоррупционного законодательства РФ;
— улучшить координацию действий органов и подразделений внутренних дел в сфере борьбы с коррупцией, обеспечить высокий уровень межведомственного взаимодействия;
— повысить качество оперативно-розыскного и информационного обеспечения противодействия коррупции;
— принять меры к повышению профессионального уровня оперативного состава, специализирующегося на противодействии коррупции;
— во взаимодействии с другими правоохранительными органами осуществить информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на формирование в обществе обстановки нетерпимости к любым коррупционным проявлениям, укрепление сотрудничества правоохранительных органов с гражданами, общественными объединениями в деятельности по профилактике и пресечению коррупции.
——————————————————————