К вопросу об обеспечении собственной безопасности органов внутренних дел как средств разрешения конфликта интересов

(Евстифеев В. В.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 3)

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СРЕДСТВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

В. В. ЕВСТИФЕЕВ

Евстифеев Вячеслав Валериевич — соискатель Московского университета МВД России.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел, в статье определяются приоритетные направления противодействия коррупции, а также разрешения конфликта интересов в административной деятельности.

Ключевые слова: собственная безопасность, органы внутренних дел, коррупция, конфликт интересов, направления, сотрудник, государственный служащий.

On the Question of providing personal security at internal affairs agencies as a way to resolution of the conflict of interests V. V. Evstifeev

The article considers legal and organizational problems of providing personal security at internal affairs agencies. The author of the article defined the priorities of anti-corruption measures as well as of resolution of the conflict of interests in the sphere of administrative activity.

Key words: personal security, internal affairs agencies, corruption, conflict of interests, trends, officer, state officer.

Вопросы обеспечения безопасности имеют крайне актуальное значение. Особое значение имеет институт собственной безопасности органов внутренних дел, которая является средством обеспечения законности и правопорядка, а также средством противодействия коррупции. Понятие «безопасность» имеет широкое значение. Безопасность — это социально-правовое явление, которое должно рассматриваться в единстве функционального и институционального подходов как совокупность механизмов предупреждения и эффективного реагирования на возникающие угрозы личности, обществу и государству, в результате чего достигается состояние защищенности социальных отношений, обеспечивается их устойчивость и нормальное функционирование, гарантируется независимость от влияния негативных факторов, стимулируется экономическое, политическое, культурное развитие общества <1>. ——————————— <1> См.: Фомин А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права (вопросы теории и практики): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2008. С. 12.

Деятельность по обеспечению собственной безопасности на уровне руководителей органов внутренних дел, учреждений и организаций системы МВД России в зависимости от объектов обеспечения безопасности включает различные направления. В области защиты жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудников, гражданских служащих и работников органов внутренних дел, а также лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел: — организация принятия мер по обеспечению личной безопасности заступающих на службу сотрудников органов внутренних дел, в служебные обязанности которых входит охрана общественного порядка, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, участие в специальных операциях и мероприятиях; — организация обеспечения гарантий правовой и социальной защиты сотрудников, гражданских служащих и работников органов внутренних дел, а также лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел; — организация обеспечения дифференцированного доступа к информационным системам, содержащим сведения о персональных данных сотрудников, гражданских служащих и работников органов внутренних дел, а также лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел; — обеспечение сохранности их личных дел, в том числе находящихся на хранении в архиве; — организация контроля за соблюдением сотрудниками, гражданскими служащими и работниками органов внутренних дел режима собственной безопасности в органе внутренних дел; — организация работы с государственными и иными средствами массовой информации по формированию положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, проверке материалов средств массовой информации, дискредитирующих органы внутренних дел. В области обеспечения безопасности оперативно-служебной деятельности: — организация контроля за соблюдением законности сотрудниками, гражданскими служащими и работниками органов внутренних дел при осуществлении ими служебной деятельности; — внедрение в практику в соответствии с законодательством РФ новых форм контроля за осуществлением служебной деятельности сотрудниками, гражданскими служащими и работниками органов внутренних дел, основанных на использовании высоких технологий (установление систем видеонаблюдения на стационарных постах милиции, участковых пунктах милиции и служебном автотранспорте, в том числе выдача заступающим на службу сотрудникам микрочипов, позволяющих дежурной части органа внутренних дел отслеживать их местонахождение в режиме реального времени и т. д.); — совершенствование мер конспирации и обеспечения личной безопасности сотрудников подразделений криминальной милиции при организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности; — разработка и реализация мер по предотвращению расшифровки использовавшихся в процессе негласного документирования специальных технических средств и методик их применения; — сокращение количества документов, содержащих сведения, раскрывающие источники конфиденциальной информации; — принятие мер по соблюдению порядка использования сведений, полученных в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, в различных документах, а также на совещаниях; — разработка и реализация совместно с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, мер по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел; — разработка и проведение мероприятий по противодействию коррупции и обеспечению собственной безопасности в условиях чрезвычайного и военного положений, а также ликвидации их последствий. В области защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, служебной информации ограниченного доступа и интеллектуальной собственности органов внутренних дел: — организация принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению несанкционированного доступа к каналам связи, а также к оперативно-справочным, розыскным, криминалистическим, архивным и иным информационным массивам, используемым органами внутренних дел, организация в этих целях взаимодействия с иными ведомствами и специальными службами; — осуществление контроля за соблюдением сотрудниками, гражданскими служащими и работниками органов внутренних дел установленного порядка доступа к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; — совершенствование системы организационных, инженерно-технических, в том числе программно-аппаратных средств и методов защиты информации; — осуществление контроля за соответствием установленным требованиям методов и способов защиты информации при создании и эксплуатации информационных систем; — организация незамедлительного реагирования, в соответствии с законодательством, на материалы, содержащие недостоверные сведения о деятельности органов внутренних дел, для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел; — осуществление контроля за соблюдением установленного МВД России порядка информирования соответствующего подразделения собственной безопасности о планируемом направлении сотрудников, гражданских служащих и работников органов внутренних дел в служебные командировки за пределы РФ; — организация в органах внутренних дел изучения и анализа материалов средств массовой информации, направленного на поиск сведений, свидетельствующих об утечке служебной информации, а также иных сведений, представляющих интерес для решения задач по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел; — расширение практики проведения специальных психофизиологических исследований (опросов) должностных лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, с применением технических средств (полиграфов, компьютерных технологий, аудио — и видеозаписи и т. п.), с целью оценки достоверности сообщаемой ими информации. В области обеспечения безопасности объектов инфраструктуры органов внутренних дел: — регулярная оценка степени защищенности объектов инфраструктуры органов внутренних дел, установление и поддержание необходимого режима их безопасности, включающего пропускной режим, порядок охраны (обороны) зданий и сооружений, а также прилегающих к ним территорий; — выявление и устранение предпосылок к чрезвычайным происшествиям при функционировании объектов; — разработка соответствующих защитных мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций или угрозы захвата объектов, используемых органами внутренних дел; — совершенствование системы мер по охране (обороне) объектов инфраструктуры органов внутренних дел, в том числе их технической защите. В области кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел по вопросам собственной безопасности: — разработка и внедрение комплекса правовых, организационных и тактических мер по защите объектов, используемых органами внутренних дел для решения возложенных на них задач; — организация соответствующей подготовки личного состава к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; — формирование и поддержание на должном уровне морально-психологической готовности сотрудников, гражданских служащих и работников органов внутренних дел к противодействию внешним и внутренним угрозам; — создание в служебных коллективах атмосферы нетерпимости к сотрудникам, допускающим нарушения законности; — совершенствование системы отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел с учетом изучения их моральных и деловых качеств, в том числе с использованием специальных психофизиологических диагностик; — участие в разработке и внедрении новых стимулов привлечения высококвалифицированных специалистов на службу в органы внутренних дел; — совершенствование процедур изучения, выдвижения и назначения кандидатов на руководящие должности в органы внутренних дел; — осуществление контроля за соблюдением сотрудниками органа внутренних дел условий контракта, законодательного запрета на занятие любыми видами предпринимательской деятельности, работу по совместительству в организациях (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности); — осуществление контроля за реализацией мер по оказанию в служебных коллективах моральной, психологической, организационной и материальной поддержки сотрудникам, гражданским служащим и работникам органов внутренних дел, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях; — осуществление контроля за соблюдением принципов адекватного поощрения (награждения, стимулирования) сотрудника, гражданского служащего и работника органов внутренних дел, исходя из его реальных заслуг, исключения фактов протекционизма, незаслуженного продвижения по службе и т. д. В области сотрудничества и взаимодействия по вопросам обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел: — осуществление в установленном порядке сотрудничества и взаимодействия по вопросам обеспечения собственной безопасности с органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями; — осуществление сотрудничества и взаимодействия в установленном порядке по вопросам обеспечения собственной безопасности с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» <2> обязывает государственного служащего уведомлять своего руководителя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. ——————————— <2> См.: Собрание законодательства. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем). Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» <3> также определяет механизм разрешения конфликта интересов на государственной службе. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. ——————————— <3> Там же.

В свою очередь, под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ. Следует отметить, что в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Библиографический список

1. Дудкин Д. Е. Теоретические и практические подходы к содержанию основных понятий обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел // Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений. Красноярск, 1999. 2. Евдокимов М. Е. Деятельность отделов собственной безопасности органов внутренних дел в субъектах РФ (опыт Тамбовской области) // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. 3. Лопатин В. Н., Карапетян С. А., Лазарев В. В., Максимов С. В. Актуальные проблемы антикоррупционной политики в России. М., 2001. 4. Филатов С. А. О государственной политике противодействия коррупции в Российской Федерации // Вестник государственной службы. 1993. N 3.

——————————————————————