К вопросу о противодействии коррупции в полиции

(Костенников М. В.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 1)

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ПОЛИЦИИ

М. В. КОСТЕННИКОВ

Костенников Михаил Валерьевич, доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В статье рассматриваются организационные проблемы противодействия коррупции в служебной деятельности сотрудников полиции. Предлагаются меры по минимизации коррупционных правонарушений в системе государственного управления.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, полиция, противодействие, государственная служба, коррупционный риск, ответственность, исполнительный орган, административно-правовые средства.

On the Question about Corruption Management in the Police M. V. Kostennikov

The article is devoted to the organizational issues of corruption management in official activities of police officers. The author also describes measures to minimize corruption violations in the system of government.

Key words: corruption, internal affairs bodies, prevention, state service, corruption risk, responsibility, executive authority, administrative and legal measures.

Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет сегодня непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики, а также финансовой системы и всей инфраструктуры российского государства в целом. Коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности <1>, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел, как одного из важнейших правовых механизмов, которые сегодня могут и должны противостоять коррупции. ——————————— <1> Не так давно происшедшие события в станице Кущевской Краснодарского края являются ярчайшим подтверждением того, как коррупция влияет на общественный порядок и режим личной безопасности граждан.

Растущая коррупция в органах внутренних дел (полиции) создала целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка, помимо всего прочего, коррупция в ОВД снижает престиж государственного управления в Российской Федерации — как внутри страны, так и за рубежом. Коррупция, в том числе и коррупция в органах внутренних дел препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства. Коррумпированный государственный аппарат не способен противодействовать ни терроризму, ни экстремизму, ни организованной и экономической преступности. Исходя из вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что повышение эффективности административно-правовых и организационных средств противодействия в органах полиции представляется крайне актуальной проблемой. Анализируя опыт специальных исследований в области противодействия коррупции <2>, представляется возможным выделить целый ряд правонарушений, создающих условия для возникновения коррупции в полицейской среде: ——————————— <2> См.: Сафронов А. Д. Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. М., 1993. С. 18.

— использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов; — оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящих в компетенцию сотрудника ОВД; — участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируется (или проверяется) сотрудниками ОВД; — использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий; — нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц; — необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее представления; — требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами; — незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов <3>. ——————————— <3> См.: Сафронов А. Д. Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. М., 1993. С. 18.

Считаем возможным также выделить целый ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах. 1. Правовой нигилизм значительной части сотрудников, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти <4>. ——————————— <4> См.: Железняк Н. С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2008. N 2. С. 51.

2. Назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение. 3. Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения. Эффективное противодействие коррупции в органах полиции возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер: — антикоррупционное образование и воспитание; — антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов МВД России; — мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов; — принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России; — поощрение сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия; — развитие института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов); — создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов; — формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование. Развитие в последние годы административно-правовых средств противодействия коррупции в самих органах внутренних дел обусловлено в том числе и тем, что коррупция может иметь место в самых различных сферах правоохранительной деятельности. Коррупция может также проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Представляется, что именно административно-правовые средства в первую очередь могут и должны(!) поставить барьер на пути возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти. Коррупция в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи коррупция в органах полиции может рассматриваться с экономической, политологической и правовой точек зрения. Такой подход позволяет выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, дает возможность выявить связь полицейской коррупции с чиновничьей. Рассмотрев проблему зарождения и процветания коррупции в системе органов внутренних дел, мы можем еще раз, подытожив все вышесказанное, предложить следующие основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел: — активное внедрение (на разных уровнях) в сознание сотрудников органов внутренних дел идеологии неукоснительного соблюдения законов; — повышение эффективности кадровой политики МВД, направленной на повышение уровня профессионализма; — обеспечение «прозрачности» назначений на руководящие должности в МВД России и достижение хотя бы минимального уровня целесообразности с точки зрения интересов службы таких назначений; — честное и неукоснительное подавление протекционизма и фаворитизма, кумовства и т. д. в работе с кадрами органов внутренних дел (полиции); — проведение мероприятий в системе МВД России, направленных на выработку позитивного отношения к службе, закрепление у сотрудника желания честно служить в органах внутренних дел РФ. Все перечисленное органично связано между собой и только комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становится все более угрожающей.

Библиографический список

1. Горин Е. В., Костенников М. В., Куракин А. В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. М., 2010. 2. Железняк Н. С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2008. N 2. 3. Колодкин Л. М. Использование зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских // Проблемы повышения качества профессиональной подготовки слушателей МВШМ МВД РФ. М., 1992. 4. Куракин А. В. Государственная служба и коррупция. М., 2009. 5. Костенников М. В., Куракин А. В. Административные запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010.

References (transliteration)

1. Gorin E. V., Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Aktual’nye problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya. M., 2010. 2. Zheleznyak N. S. O slagaemykh korruptsii v organakh vnutrennikh del // Operativnik (syshchik). 2008. N 2. 3. Kolodkin L. M. Ispol’zovanie zarubezhnogo opyta professional’noy podgotovki politseyskikh // Problemy povysheniya kachestva professional’noy podgotovki slushateley MVShM MVD RF. M., 1992. 4. Kurakin A. V. Gosudarstvennaya sluzhba i korruptsiya. M., 2009. 5. Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Administrativnye zaprety kak sredstvo protivodeystviya korruptsii v sisteme gosudarstvennoy sluzhby. M., 2010.

——————————————————————