Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов актов) в муниципальных образованиях Республики Мордовия

(Волкова О. И.)

(«Административное и муниципальное право», 2010, N 6)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ АКТОВ)

В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О. И. ВОЛКОВА

Волкова Ольга Ивановна — младший научный сотрудник Средневолжского отделения Научного центра противодействия коррупции НИИ Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

В статье рассматриваются проблемы антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, в работе указывается, что в этих нормативных актах содержится значительный коррупционный потенциал, что требует особо тщательной экспертизы.

Ключевые слова: коррупция, противодействие, нормативный правовой акт, проект, коррупциогенность, экспертиза, муниципальное образование, муниципальный акт, коррупционный риск, коррупционная практика.

Administrative and legal regulation of anti-corruption expertise of municipal legal acts (draft acts) in municipal units of the Republic of Mordovia

O. I. Volkova

The article views the problems of anti-corruption expertise of municipal legal acts. It is underlined that these legal acts contain a significant corruption potential which needs a more thorough expertise.

Key words: corruption, anti-corruption measures, legal act, draft act, propensity for corruption, expertise, municipal unit, municipal act, corruption risk, corruption practice.

В настоящее время в общественной жизни России проблема борьбы с коррупцией становится центральной, так как коррупция, в сочетании с непрофессионализмом чиновников, является причиной как политических, так и социально-экономических кризисов.

Антикоррупционная политика активно реализуется в правовой сфере в качестве предмета постоянного внимания законодательных органов РФ. К числу правовых средств преодоления коррупции законодатель относит внедрение в правотворческий процесс антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов и их проектов.

Согласно Национальному плану противодействия коррупции, утвержденному Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568 [4], коррупция рассматривается как одна из угроз безопасности РФ, в связи с этим разработка мер по противодействию коррупции и реализация таких мер становятся настоятельной необходимостью.

Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. указал на то, что борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла.

На федеральном уровне в целях совершенствования системы мер противодействия коррупции принят ряд законодательных актов, вступивших в силу в январе 2009 года, в числе которых Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции».

Вышеуказанный Федеральный закон, являясь основным в системе мер противодействия коррупции, определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В этой связи в деятельности органов местного самоуправления обозначенные меры по противодействию коррупции являются необходимыми. Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии коррупции», муниципальные правовые акты являются частью правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, однако Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления по противодействию коррупции не предусмотрено.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» к числу основных мер по профилактике коррупции относится антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения закреплены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном в том числе нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.

Следует отметить, что решение задачи по внедрению антикоррупционных механизмов актуально не только для федеральных и региональных органов власти. Также встает вопрос о необходимости разработки и внедрения собственных эффективных мер по предупреждению коррупции, формирования условий для последовательной и системной борьбы с коррупционными проявлениями и перед органами местного самоуправления.

В настоящее время в целях организации деятельности органов местного самоуправления по предупреждению включения в проекты муниципальных нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений органами местного самоуправления всех муниципальных образований Республики Мордовия приняты муниципальные нормативные правовые акты об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов.

Так, согласно порядкам, утвержденным решениями Советов депутатов Большеберезниковского, Дубенского, Ельниковского, Ичалковского, Кадошкинского, Краснослободского, Рузаевского, Старошайговского муниципальных районов Республики Мордовия [5 — 12], антикоррупционная экспертиза осуществляется в отношении проектов нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления Республики Мордовия разработчиками проектов правовых актов. Порядками также закреплено, что проведение антикоррупционной экспертизы возлагается на специально уполномоченное руководителем органа местного самоуправления лицо в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ.

Между тем исходя из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) согласно ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» необходима объективность результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), а также компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Однако, характеризуя данные Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции (органа, уполномоченного на ведение муниципального регистра Республики Мордовия), 32% принятых органами местного самоуправления Республики Мордовия актов противоречит федеральному законодательству, законодательству Республики Мордовия и уставам муниципальных образований.

Прежде всего это обусловлено тем, что многие муниципальные образования, особенно из числа сельских поселений, из-за отсутствия нужной правовой базы, отсутствия юристов, из-за невысокой юридической квалификации сотрудников испытывают трудности прежде всего в разработке правовых актов.

Исходя из данных, представленных органами государственной власти Республики Мордовия, средняя штатная численность работников аппарата администраций сельских поселений республики — 3, городских — 7 человек, включая работающих на постоянной основе депутатов. Лишь 61% глав муниципальных образований Республики Мордовия имеет высшее образование, из них 2,5% — юридическое, а 11,7% — экономическое образование.

Это позволяет прогнозировать, что проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов лицами, не обладающими опытом проведения такой экспертизы, весьма затруднительно.

Следует отметить, что принцип объективности также не реализуется ввиду возможной заинтересованности разработчика в принятии акта, подлежащего экспертизе.

Обращает на себя внимание норма анализируемых порядков [5 — 12], закрепляющая положение о том, что, «в случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы, разработчик проекта вносит указанный проект документа на рассмотрение уполномоченного на его принятие органа местного самоуправления с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия».

Закономерно напрашивается вывод, что разработчик разрабатывает проект муниципального нормативного правового акта, готовит на него экспертное заключение и может оспаривать свои выводы, содержащиеся в данном заключении.

На необходимость устранения данной нормативной коллизии было указано в экспертных заключениях органа, уполномоченного на ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия.

Таким образом, формально органами местного самоуправления обязательное требование законодательства о нормативном регулировании проведения антикоррупционной экспертизы на территории муниципального образования соблюдено, однако возникают трудности применения указанных норм на практике.

Вышеизложенное позволяет говорить, что на данном этапе назрела необходимость создания института антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

На сегодняшний день целесообразным представляется в нормах Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепление в перечне вопросов местного значения муниципального района полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (их проектов) всех муниципальных образований, входящих в данный район ввиду отсутствия организационных и финансовых ресурсов у муниципальных образований, имеющих статус поселений.

Учитывая специфику указанных правовых актов, для эффективной реализации данной нормы федерального законодательства целесообразно образовать специальную структуру на уровне муниципального района из специалистов различных направлений деятельности, включая юристов и экономистов, для проведения антикоррупционной экспертизы, а также нормативно закрепить квалификационные требования к экспертам, в том числе рассмотрение вопроса о прохождении ими специального обучения.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // РГ. 2009. 22 июля.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

4. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568 // РГ. 2008. 5 авг.

5. Решение Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27.10.2009 N 160 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» // Информационный бюллетень Большеберезниковского муниципального района. 2009. N 14.

6. Решение Совета депутатов Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 28.10.2009 N 159 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» // Информационный бюллетень Дубенского муниципального района. 2009. N 10.

7. Решение Совета депутатов Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 26.11.2009 N 180 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» // Муниципальный вестник. 2009. N 12.

8. Решение Совета депутатов Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 30.10.2009 N 165 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» // Вестник. 2009. N 21.

9. Решение Совета депутатов Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 19.11.2009 N 179 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» // Вестник. 2009. N 17.

10. Решение Совета депутатов Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 21.08.2009 N 39 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» // Краснослободский Вестник. 2009. N 37.

11. Решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 26.11.2009 N 21/304 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района» // Рузаевская газета. 2009. N 26.

12. Решение Совета депутатов Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 27.10.2009 N 10 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» // Трудовая правда. 2009. N 45.

——————————————————————