Договор возмездного оказания услуг по охране имущества физических лиц
(Попович М. М.) («Юрист», 2008, N 5)
ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
М. М. ПОПОВИЧ
Попович М. М., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.
В настоящее время охранные предприятия предоставляют широкий спектр услуг в сфере охраны имущества различных форм собственности. Один из наиболее востребованных договоров — это договор по охране имущества физических лиц. Договор возмездного оказания услуг по охране имущества физических лиц — это соглашение, в силу которого исполнитель (услугодатель) обязуется по заданию заказчика оказать услуги по охране различных объектов, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По порядку заключения договор возмездного оказания услуг по охране имущества относится к договорам присоединения. Условия, предъявляемые охраной в договоре к технической укрепленности объекта, а также к условиям оказания охранных услуг, обсуждению и изменению не подлежат. Договор заключается при согласии заказчика с оговоренными условиями в договоре. Но существуют исключения, когда заказчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) для продолжения своей деятельности обязан заключить договор на охрану имущества с вневедомственной охраной <1>. Например, деятельность по реализации ликероводочной продукции на определенном объекте лицензируется после предоставления акта-заключения вневедомственной охраны об укрепленности данного объекта. Или руководитель особо важного объекта обязан заключить договор на охрану имущества с вневедомственной охраной <2>, хотя у него нет дополнительного финансирования из бюджета на оплату охране исполненных работ по договору. В данных случаях можно говорить об исключении из принципа свободы договора. ——————————— <1> См.: Указ Президента РФ от 6 октября 1998 г. N 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 41. Ст. 5005. <2> См.: Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (в ред. от 05.06.2006) // Собрание актов Президента и Правительства. 1992. N 8. Ст. 506.
Рассматриваемый договор является договором публичным. В настоящее время публичные услуги оказывают разные виды структур. Это могут быть государственные и негосударственные структуры, но главное, что их объединяет, — это заинтересованность общества в их выполнении, общественный интерес, социальная значимость. Однако формы участия государственных органов различаются в зависимости от того, идет ли речь о государственных или публичных услугах. Государственные услуги предполагают их непосредственное исполнение только государственными структурами, в то время как публичные услуги государственные органы могут исполнять самостоятельно, делегировать их исполнение органам местного самоуправления, организовать их исполнение коммерческими и некоммерческими организациями. Кто будет выполнять такие услуги — вопрос зачастую для потребителя вторичный, решение которого зависит от целого ряда обстоятельств, при этом одним из основных критериев здесь является эффективность исполнения услуг. По показателям приема под охрану объектов УВО Вологодской области за последние пять лет, заказчик более доверяет государственным охранным структурам. Обусловлено это тем, что вневедомственная охрана входит в структуру МВД и авторитет органов внутренних дел в данной сфере еще не подорван. Сторонами договора на оказание услуг по охране имущества физических лиц являются заказчик, исполнитель и предприятие. Заказчиком по данному договору выступает физическое лицо (гражданин или индивидуальный предприниматель). В роли исполнителя выступают органы вневедомственной охраны (некоммерческая организация). Охрана в соответствии с Положением о вневедомственной охране является подразделением МВД <3>, осуществляющим деятельность по пресечению преступлений на самоокупаемой основе за счет средств, полученных за исполнение обязательств по договорам. ——————————— <3> См.: Приказ МВД РФ от 4 августа 2006 г. N 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 37.
Третья сторона в договоре появилась в результате проведения в 2005 г. реформы в структуре Департамента государственной защиты информации и выделения из управления вневедомственной охраны отдельного Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» МВД Российской Федерации, в полномочия которого были переданы обязанности вневедомственной охраны по проектированию охранно-пожарной сигнализации, проведению монтажей, а также обслуживанию средств сигнализации на объектах <4>. Именно ФГУП «Охрана» МВД РФ и стала в договоре третьей стороной, которая, пользуясь отношением к структуре МВД, с первого дня навязывает свои условия заказчику. В соответствии с Приказом МВД РФ от 2 ноября 2005 г. N 890 <5> вневедомственная охрана имеет право оказывать услуги по охране имущества только тем заказчикам, которые заключили договор на обслуживание средств сигнализации на объекте с организацией, имеющей аккредитацию МВД РФ. Во многих субъектах Российской Федерации ФГУП «Охрана» является единственным подобным предприятием, что и дает ему возможность диктовать более выгодные для себя условия. ——————————— <4> См.: Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел» // Собрание законодательства. 2005. N 8. Ст. 648. <5> См.: Приказ МВД РФ от 2 ноября 2005 г. N 890 «Об утверждении Инструкции по организации эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
Ранее заказчик, заключая договор на охрану имущества, оговаривал в договоре сумму только за охрану объекта, в которую обязательно включалось и обслуживание сигнализации силами подразделения специалистов вневедомственной охраны. С августа 2005 г. при заключении договора на охрану имущества заказчик в обязательном порядке должен рассмотреть и подписать условия третьей стороны, он производит дополнительно оплату бывших обязанностей вневедомственной охраны по обслуживанию на его объекте средств охранно-пожарной сигнализации. На данный момент услуги ФГУП в некоторых случаях в несколько раз превышают суммы оплат услуг по охране имущества вневедомственной охраны. Это приводит к тому, что в субъектах Российской Федерации с более развитой инфраструктурой предоставление услуг охраны осуществляется частными фирмами, что влечет отток объектов с государственной охраны в коммерческие негосударственные охранные предприятия. Результат деятельности при охране объектов неотделим от самой деятельности и личности исполнителя, поэтому не случайно общим правилом является обязанность исполнителя лично оказывать данную услугу, если иное не предусмотрено договором. Поэтому перевод долга либо иной способ перемены лиц на стороне исполнителя по общему правилу не допускается. Обязательным приложением к договору является перечень охраняемых объектов, в котором указывается сумма оплаты услуг за охрану объекта. Условие цены в договоре является обязательным элементом. Учитывая положение ст. 789 ГК РФ, к договору возмездного оказания услуг, в том числе к договору на охрану объектов, субсидиарно может быть применен ряд норм о бытовом подряде, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ и особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, в том числе и по охране объектов. Подлежит применению, в частности: — положение об обязанности исполнителя немедленно предупредить об обстоятельствах, препятствующих качественному оказанию услуги (ст. 716 ГК РФ); — положение о последствиях ненадлежащего качества оказанной услуги (ст. 723 — 724 ГК РФ); — положение о сроках выполнения работ и информационных обязанностях исполнителя (ст. 725 — 727 ГК РФ); — ряд положений о правах и обязанностях заказчика (ст. 715, 718 ГК РФ). При заключении договора на охрану объектов необходимо предусмотреть последствия нарушения условий договора, меры гражданско-правовой ответственности, которые могут выражаться либо в возмещении убытков, либо во взыскании неустойки. Сторонам договора следует иметь в виду, что доказывание наличия убытков является весьма сложным. Если доказывание размера реального ущерба не представляет каких-либо трудностей, то доказывание размера упущенной выгоды проблематично. Это связано с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 393 ГК РФ истцу необходимо доказать, что он принял соответствующие меры или сделал какие-либо приготовления для получения этой выгоды, что не всегда можно легко сделать. В связи с этим вневедомственной охране рекомендуется при обращении в суд к своим клиентам по договорам по охране имущества объективно оценивать свои доказательственные возможности с целью предотвращения несения неоправданных судебных расходов, а также служебного времени. По общему правилу убытки могут быть взысканы в части, не покрытой неустойкой. Иные варианты соотношения возможностей взыскания убытков или неустойки (штрафная, альтернативная, исключительная) могут быть определены соглашением сторон на основании ст. 394 ГК РФ. Вневедомственной охране в таких случаях необходимо тщательно оговаривать данные условия в договоре на оказание услуг по охране имущества, учитывая их существенное воздействие на имущественную сферу сторон договорного обязательства. Следует избегать включения в договоры положений, не соответствующих гражданскому законодательству. В частности, ограничения размера имущественной ответственности в отношениях с гражданами-потребителями, а также об ответственности перед ними только за вину, поскольку в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» <6> лицо, оказывающее услуги, отвечает перед гражданином-потребителем независимо от вины. ——————————— <6> См.: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.11.2006) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Хочется отметить, что данный вид договора широко применяется на практике. А это говорит о том, что услуга по охране имущества востребована именно в связи с тем, что ее оказывает государственная структура, за спиной которой стоит государство и несет вместе с ней субсидиарную ответственность по обязательствам исполнителя. Именно это, на наш взгляд, и привлекает основную часть заказчиков-собственников заключать данный договор путем присоединения.
——————————————————————