Заключение эксперта по вопросу применения положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» к сотрудникам Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
(Миронов В. И.) («Трудовое право», 2008, N 12)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 12 ЯНВАРЯ 1995 Г. N 5-ФЗ «О ВЕТЕРАНАХ» К СОТРУДНИКАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ <*>
В. И. МИРОНОВ
——————————— <*> Далее — ФСКН.
Миронов В. И., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, член НЭПС и Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ.
В п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей. Сотрудники ФСКН в перечне лиц, к которым применима данная норма, не указаны. Правоприменительными решениями отказано в применении этой нормы к сотруднику ФСКН, получившему травму при исполнении служебных обязанностей. Конституционность названной нормы им оспорена на предмет нарушения ее применением требований ст. ст. 2, 7 (ч. 2), 19 (ч. 2) и 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. В связи с изложенным судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор С. П. Маврин, в соответствии со ст. ст. 49 — 50 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», направил в НЭПС документы с целью формирования позиции по поставленной заявителем проблеме. На основании требований ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, законодательства о пенсионном обеспечении и возмещении вреда, причиненного здоровью в процессе служебной деятельности, сотрудникам ФСКН гарантировано пенсионное обеспечение по инвалидности, а также выплата сумм в возмещение вреда, полученного при исполнении служебных обязанностей, в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности. В свою очередь, п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает дополнительные меры поддержки отдельных категорий лиц, проходивших службу в перечисленных в этой норме государственных органах, получивших повреждение здоровья в процессе служебной деятельности. Сотрудники органов ФСКН не указаны в п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», что, по мнению заявителя, приводит к ограничению его конституционных прав по сравнению с лицами, проходившими службу в перечисленных в данной норме государственных органах. Предоставление дополнительных мер социальной поддержки на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», на наш взгляд, обусловлено объективными факторами дифференциации в правовом регулировании. Во-первых, к числу таких факторов может быть отнесено общественное и государственное значение функций, которые выполняли лица, указанные в качестве получателей дополнительных мер социальной поддержки. Очевидно, что выполнение обязанностей государственной службы может происходить как на территории Российской Федерации, так и на территории других государств. Естественно, меры социальной поддержки могут быть различными в зависимости от того, какие служебные обязанности признаются наиболее значимыми для общества и государства. В российской истории имеются примеры, когда лица, участвовавшие в гражданской войне, отказывались от получения наград и социальных льгот, полагая, что их деятельность не могла служить интересам общества и государства, так как они воевали со своими соотечественниками. Тогда как свой общественный и государственный долг они видели в защите Отечества от внешних врагов. Поэтому едва ли деятельность на территории Российской Федерации по борьбе с гражданами, которые оказались вовлеченными в оборот наркотиков, заслуживает дополнительной социальной поддержки, с точки зрения государственных и общественных интересов. Во-вторых, к числу факторов дифференциации правового регулирования условий предоставления мер дополнительной социальной поддержки следует отнести содержание служебных обязанностей лиц, перечисленных в п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах». Военнослужащие могут участвовать в боевых действиях, в том числе на территории других государств. Сотрудники органов внутренних дел должны обеспечивать правопорядок внутри государства, их сфера деятельности шире задач, стоящих перед органами ФСКН. Сотрудники противопожарной службы призваны предотвращать, устранять чрезвычайные ситуации, а также их последствия. Сотрудники уголовно-исполнительной системы призваны обеспечивать правомерное поведение лиц, совершивших преступления. Таким образом, по нашему мнению, содержание служебных обязанностей является объективным фактором дифференциации, обуславливающим предоставление дополнительных мер социальной защиты работникам государственных органов, перечисленных в указанной норме. Включение в этот перечень сотрудников других государственных органов относится к исключительным дискреционным полномочиям законодательного органа. Однако, на наш взгляд, правовых оснований для включения в перечень лиц, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты, сотрудников органов ФСКН не имеется. Судебные органы, полагаем, правомерно отказались применить п. п. 1 и 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» к сотрудникам органа ФСКН по аналогии. Суд не имеет полномочий по изменению содержания законодательства, в том числе по его дополнению новыми категориями лиц, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты. Наличие рассмотренных объективных факторов дифференциации при определении условий предоставления дополнительных мер социальной защиты на основании данной нормы не позволяет применить по аналогии к сотрудникам других государственных органов, деятельность которых значительно отличается от сферы применения полномочий органов, перечисленных в ст. 14 Федерального закона «О ветеранах». Заключение может быть использовано на основании Рекомендаций НЭПС.
——————————————————————
Вопрос: Старший сержант Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга — 31 год, инвалид в связи с военной травмой, ветеран боевых действий. Какими льготами имею право пользоваться? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)
Вопрос: Старший сержант Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга — 31 год, инвалид в связи с военной травмой, ветеран боевых действий. Какими льготами имею право пользоваться?
Ответ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 названного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; 3) оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; 4) первоочередная установка квартирного телефона; 5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; 6) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время; 9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; 10) обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; 11) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы. Инвалидам войны предоставляются, кроме указанных ранее, следующие меры социальной поддержки: — оплата в размере 50% коммунальных услуг; — внеочередная установка телефона. В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» установлена ежемесячная денежная выплата: — инвалидам войны — 2732 руб.; — ветеранам войны — 1503 руб. Если Вы относитесь к инвалидам войны (инвалидам боевых действий), то имеете право на первую выплату. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также установлена ежемесячная выплата, но она Вам может быть предоставлена, если Вы откажетесь от получения ежемесячной выплаты по Федеральному закону «О ветеранах», что представляется нецелесообразным (невыгодным). Остальные социальные гарантии содержатся в других нормативных правовых актах, таких как: — Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; — Указ Президента Российской Федерации «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 1 августа 2005 г. N 887 (в частности, им предусмотрено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб. граждан, признанных инвалидами вследствие военной травмы); — Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24 августа 2005 г. N 536.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
——————————————————————