Банкам запретят блокировать счета клиентов без наличия весомых оснований
Специалисты Минфина разработали поправки, которые заметно усложнят процедуру блокировки счетов физических лиц и коммерческих структур, подозреваемых в нарушении «антиотмывочного» законодательства. В пояснительной записке отмечается, что кредитные организации довольно часто отказывают клиентам в обслуживании, не объясняя причин такого отказа. В результате осуществляемая ими хозяйственная деятельность страдает. Самыми распространенными причинами для отказа в обслуживании являются непредставление клиентами документов, свидетельствующих о добросовестности их действий, а также наличие подозрений в причастности клиента к сомнительным операциям.
В соответствии с разработанным финансовым ведомством документом банки смогут отказывать клиентам в обслуживании лишь в том случае, если им присвоен самый высокий уровень риска и есть данные, что проводимая ими операция противоречит положениям действующего «антиотмывочного» законодательства. Сейчас банкам достаточно иметь подозрения, а не данные.
Если счет клиента все-таки будет заблокирован, то банк обязан уведомить его об этом на протяжении пяти рабочих дней с момента блокировки. Кроме этого, информация о блокировке счета должна быть передана банком в Росфинмониторинг и Центробанк. Банки будут не вправе присваивать клиентам самый высокий уровень риска лишь на том основании, что ранее им было отказано в обслуживании в других кредитных организациях.
По мнению экспертов, после принятия законопроекта может последовать массовая разблокировка банковских счетов. Банкам это невыгодно, поскольку они пользуются средствами на заблокированных счетах. Наряду с этим, у властей не хватит ресурсов для того, чтобы разобраться в основаниях всех блокировок. К примеру, в 2017 году кредитные организации заблокировали порядка 700 тыс. клиентских счетов.