Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия
(Кобец П. Н.) («Российский следователь», 2012, N 20)
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ КАК СЛОЖНЫЙ, МНОГОГРАННЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ РОССИИ НАЧАЛА ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI СТОЛЕТИЯ <*>
П. Н. КОБЕЦ
——————————— <*> Kobets P. N. Crime prevention as difficult, many-sided process in the conditions of Russia the beginnings of the second decade of the XXI century.
Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.
По мнению автора статьи, профилактика преступлений — это одна из важнейших мер, направленных на предотвращение последующих правонарушений, и требует для своего изучения использование комплексного подхода.
Ключевые слова: профилактика преступлений, преступность, криминология.
According to the author of article, prevention of crimes is one of the major measures directed on prevention of the subsequent offenses, and use of a comprehensive approach demands for the studying.
Key words: prevention of crimes, crime, criminology.
Впервые идея о том, что профилактика преступности имеет приоритет перед карательной политикой государства, была высказана еще Платоном в IV в. до н. э., но практическое воплощение в жизнь она получила сравнительно недавно. Правовую аргументацию она получила в работах ученых классической школы уголовного права XVIII в., заложивших основу политики в борьбе с преступностью. Суть ее такова: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него» <1>. ——————————— <1> Криминология / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова; проф., акад. В. П. Сальникова. СПб., 1998. С. 183.
В дальнейшем теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано учеными-криминологами. Оно стало альтернативой науке уголовного права в плане формулировки целей и задач борьбы с преступностью. Доказав на практике, что предупреждение преступности является основным направлением деятельности государства и общества по искоренению причин, порождающих саму преступность, предупредительная деятельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количеству субъектов, участвующих в ней, гораздо шире и богаче практики применения уголовного наказания. Научные основы предупреждения преступности в нашей стране были разработаны в последней четверти прошлого столетия. Эти разработки в условиях начала нового тысячелетия продолжают находить свое отражение в учебной и монографической литературе и с благодарностью воспринимаются современными исследователями. Между тем в настоящее время все больше приобретает актуальность тезис А. Б. Сахарова о том, что «существенным условием успешного предупреждения преступности в стране является правовое обеспечение соответствующей деятельности, то есть закрепление в законе и иных нормативных актах требований и положений, способствующих реализации этой важной государственной задачи» <2>. Эту тему следует немного развить и остановиться на ней подробнее. ——————————— <2> Сахаров А. Б. Правовое обеспечение предупреждения преступлений // Советское государство и право. 1975. N 11. С. 82.
Предупреждение преступлений — это сложный, многогранный процесс, обладающий определенными признаками целостности. Поэтому предупреждение преступности целесообразно рассматривать комплексно, выделяя его составляющие элементы. В современной криминологической науке уделяется большое внимание вопросам предупреждения преступности. Разработаны и продолжают разрабатываться различные теоретические концепции предупреждения, предотвращения и профилактики преступности. Процесс предупреждения преступлений представляет собой сложный комплекс мер упреждающего воздействия. Этап комплекса мер представляет собой систему, эти меры призваны решать задачи: устранения, нейтрализации криминогенных факторов, оздоровления социальной микросреды и т. д. По мнению ряда ученых, в настоящий момент процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Правовые нормы, регламентирующие предупредительную деятельность, разбросаны по разным отраслям законодательства и не способствуют консолидации профилактических усилий различных субъектов. Таким образом, реально назрела необходимость в кодификации законодательства о предупреждении преступности в виде отдельного кодекса или федерального закона. В этом документе необходимо предусмотреть регламентацию всей системы предупреждения преступности в целом и по конкретным уровням, перечислить основания для осуществления профилактической деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, закрепить компетенцию субъектов профилактики и контроль за их деятельностью. Не вызывает возражений высказываемая позиция ряда криминологов о том, что одной из причин недостаточного влияния профилактических мер на состояние и уровень преступности является отсутствие системной правовой регламентации профилактической работы, вследствие чего не удается выработать единообразного подхода правоохранительных органов к превентивному использованию норм административного и уголовного законодательства <3>. ——————————— <3> Пономарев П. Г. Роль ведомственной науки в разработке проблем профилактики правонарушений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблеме профилактики правонарушений. М., 1997. С. 50.
В современных условиях актуальным остается тезис о том, что серьезными недостатками правового обеспечения предупреждения преступлений являются разрозненность правовых норм, относящихся к деятельности по предупреждению преступлений, несогласованность некоторых из них между собой. Это затрудняет их практическое применение. В сложившихся условиях необходимо совершенствовать правовое регулирование предупреждения преступности в стране <4>. ——————————— <4> Сахаров А. Б. Указ. соч. С. 86.
В связи с этим следует отметить, что в настоящее время сложились все предпосылки принятия нормативно-правового акта, определяющего задачи и характер деятельности по предупреждению преступности в стране. В этом нормативно-правовом акте — федеральном законе — должны быть определены субъекты предупредительной деятельности, их права и обязанности, уровни, сферы, направления деятельности, формы, меры и средства предупреждения преступлений. Целесообразно закрепить в таком законе правовые меры и средства предупреждения основных видов преступлений, а также различных видов преступного поведения. Система предупреждения преступлений многоаспектна. Она включает в себя разные по цели, уровню, масштабу, характеру субъекты применения и правовой регламентации, решения и мероприятия. Особенно это актуально в нынешних социально-экономических условиях России — в период финансово-экономического кризиса. И без того в условиях начала нового тысячелетия в Российской Федерации накопилось немало проблем, и все они рельефно выделяются на усиливающемся криминогенном фоне. В связи с этим перед российскими учеными все более актуальной становится задача постоянного поиска новых, нетрадиционных, более эффективных форм профилактического воздействия на преступность. Это требует прежде всего углубленного аналитического подхода к работе по предупреждению преступности, исключительного внимания к выполнению программ борьбы с преступностью в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России и лицам, находящимся на территории России, но не являющимся ее гражданами, обеспечение безопасности и нормальных условий проживания. Поэтому неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов должна являться работа по предупреждению преступности. Деятельность по предупреждению преступности в настоящих условиях должна строиться на основе тщательного, всестороннего изучения и анализа ее причин в целом и отдельных ее видов. Проблем в данной работе очень много. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию регулярно отмечается, что гражданин вправе требовать от государства обеспечения личной безопасности — защиты жизни, здоровья, достоинства и имущества. Государство еще неудовлетворительно справляется с этой обязанностью. Чтобы эффективно решать эти задачи, необходимо, чтобы работа по предупреждению преступности имела приоритетное значение, нужно иметь и соответствующую правовую базу, обеспечивающую правовую поддержку профилактической деятельности. Идея о возможности оказания влияния на преступность через социальные предпосылки ее существования, а не через общеуголовные меры, провозглашается многими российскими криминологами, и автор целиком ее разделяет. Понимая преступность как социальное явление, криминологи идут по пути ее преодоления в плоскости коренных преобразований в обществе, в экономической и социальной сфере. Большинство отечественных криминологов все больше признают необходимость комплексного планирования мер профилактики преступлений. Сегодня в России предупреждение преступности является задачей многоплановой, комплексной и должна решаться совокупными усилиями всего общества. Преступность как система, обладающая разноуровневыми характеристиками и детерминированная факторами социального, социально-психологического и индивидуально-психологического порядка, требует для своего изучения использования комплексного подхода. Естественно, и проблемы борьбы с этим социальным явлением должны носить комплексный характер. Влияние, оказываемое различными факторами социальной действительности на тот или иной вид преступности, многогранно. В криминологической литературе отмечается, что некоторые важные меры недопущения преступлений, устранения причин, их порождающих, не ставят своей непосредственной целью профилактику противоправного поведения <5>. Тем не менее профилактическую функцию по недопущению противоправного поведения они осуществляют опосредованно, и в итоге исследования, проводимые многими криминологами, впоследствии доказали, что в основном влияние того или иного процесса на преступность зависит от полученной комбинации, от характера взаимосвязи факторов, интеграционного их проявления и ряда других условий, что предопределяет построение комплекса мер профилактического воздействия. ——————————— <5> Шляпочников А. С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1972. Вып. 17.
Необходимо также упомянуть, говоря о причинах снижения качества организации предупреждения преступности, о тенденции переоценки роли специальных субъектов предупреждения преступности в лице правоохранительных органов и, естественно, недостаточном использовании возможностей иных субъектов профилактики. В советское время предупреждение преступности в качестве самостоятельного направления включалось в комплексное социальное планирование и, являясь составной частью плана социального и экономического развития, давало возможность вовлечь в деятельность по предупреждению преступности широкие слои населения. Первенство среди субъектов профилактической деятельности имели трудовые коллективы <6>. Отличительной чертой ранее существовавшей системы предупреждения преступности, как видится автору, был производственно-отраслевой принцип организации, при котором трудовые коллективы, общественные организации являлись главными субъектами предупреждения преступности. Сегодня, к сожалению, этого нет. Однако следует отметить, что требования плановости и комплексности в деятельности по предупреждению преступности закреплены в международно-правовых актах, участницей которых является Российская Федерация <7>. ——————————— <6> Звирбуль В. К. Планирование социальной политики предупреждения преступности // Планирование мер борьбы с преступностью: Сборник статей. М., 1982. С. 56 — 60; Волошина Л. А. Роль криминологов в социально-экономическом планировании // Планирование мер борьбы с преступностью. С. 65 — 67. <7> Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 29 октября 1985 г. «Руководящие принципы в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия в контексте нового международного экономического порядка» // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 20 — 33.
Непременным свойством предупреждения преступности большинством криминологов называется ее комплексный характер. Автор солидарен с Г. А. Аванесовым, по мнению которого под комплексным планированием следует понимать систему взаимосвязанных и взаимообусловленных организованных профилактических мер (а не перечень разрозненных мероприятий), с помощью которых обеспечиваются достижение поставленных комплексных целей, единство собственно профилактической и организаторской деятельности <8>. ——————————— <8> Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 483.
Не вызывает возражений и мнение В. Ф. Зудина, который под комплексным, системным подходом к проблеме социальной профилактики антиобщественных явлений видит такой подход, который позволяет выявить ее существенные признаки, разнообразные связи и структурные характеристики. Необходимым качеством всей системы в целом является ее интегративное свойство, обладающее единством теории и практики деятельности <9>. ——————————— <9> Зудин В. Ф. Социальная профилактика преступлений (криминологические и криминалистические проблемы). Саратов, 1983. С. 35.
Полное и всестороннее понимание принципа комплексности в планировании дано отечественными криминологами. Они определили его как важнейшее условие скоординированности действий широкого круга субъектов профилактики при решении проблем борьбы с преступностью, которое обеспечивает: всестороннее воздействие на криминогенные факторы, обусловливающие в целом преступность, отдельные виды преступлений и фоновые явления; вовлечение всей системы субъектов профилактики и средств, направленных на нейтрализацию негативных явлений, влияющих на преступность; взаимодействие системы субъектов профилактики и активизацию государственных и общественных органов в деле профилактики преступности; пропорциональность воздействия ресурсов профилактики на явления и процессы, отрицательно влияющие на преступность; непрерывность профилактического воздействия форм и методов предупреждения преступности, выработанных наукой и практикой. Анализируя выводы отечественных криминологов, с полной уверенностью можно отметить, что в предупреждении преступности комплексное планирование дает реальные результаты в том случае, если этот принцип будет пронизывать все этапы: предплановый анализ преступности, выработку мероприятий и реализацию плановых заданий. Еще одним важным условием предупреждения преступности является следующее обстоятельство: оно должно обязательно строиться на основе определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач и осуществляться с учетом взаимодействия различных видов деятельности. На основе этих принципов должна функционировать система деятельности по предупреждению преступности в стране, регионах и других территориальных составляющих Российской Федерации. Таким образом, понимая преступность как социальное явление, которое представляет собой одну из многих характеристик социального целого, то есть общества, криминологи идут по пути ее преодоления в плоскости коренных преобразований в обществе, в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека. При этом к настоящему времени не без влияния криминологической науки существенно трансформировалось понятие целей борьбы с преступностью и правонарушениями — от признания «необходимости искоренения правонарушений из жизни нашего общества» до ограничения решаемых в ее процессе задач «предотвращением либо компенсированием, нейтрализацией порождаемых преступностью социальных противоречий и дисфункций». Последнее обстоятельство обусловлено складывающимся в настоящее время в социологии и криминологии более реалистичным взглядом на преступность как на явление, не поддающееся в обозримом будущем «полной ликвидации и искоренению». Преступность как система, обладающая разноуровневыми характеристиками и детерминированная факторами социального, социально-психологического и индивидуально-психологического порядка, требует для своего изучения использование комплексного подхода. Естественно, и проблемы борьбы с этим социальным явлением должны носить комплексный характер.
——————————————————————