Анализ отдельных проблем в области противодействия наркобизнесу
(Кобец П. Н.) («Наркоконтроль», 2006, N 3)
АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОБИЗНЕСУ
П. Н. КОБЕЦ
Кобец П. Н., доктор юридических наук, доцент, г. Москва.
Расширение масштабов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее — наркотики) способствовало вхождению в публицистический обиход такого термина, как «наркобизнес», экономико-правовое содержание которого было определено на Всемирной конференции по организованной транснациональной преступности, проводившейся в Неаполе с 21 по 23 ноября 1994 г. <1>. ——————————— <1> См.: Документ ООН E/CON F. 88/2, 25 August 1994. Р. 21.
Введенное понятие может рассматриваться с различных точек зрения. С одной стороны, как организация «специфического» индустриального производства наркотиков с отдельными стадиями выработки, транспортировки, торговли и т. д. до отдельных стадий операции по отмыванию полученных преступных доходов. С другой стороны, это явление может и должно рассматриваться как угроза социальной, политической, демографической и экономической составляющих жизни общества. В частности, в XXI в. в России не осталось ни одного региона страны, где не были бы зафиксированы случаи распространения наркотиков и злоупотребления ими. По экспертным оценкам, в России число лиц, злоупотребляющих наркотиками, может превышать несколько миллионов человек, следствием чего является потеря страной значительной части своего интеллектуального и физического резерва. Наркомания представляет собой масштабную общенациональную проблему, несущую прямую угрозу социальной и демографической безопасности российского государства. Ежегодно увеличивается доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а также доля тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. На «черном рынке» все более заметным становится преобладание более дорогих и сильнодействующих наркотиков. Просматривается явная тенденция вытеснения героином «традиционных» для России наркотиков растительного происхождения и наркотиков, изготовленных кустарным способом. Говоря об угрозе экономической безопасности России, необходимо остановиться на таком аспекте проблемы наркобизнеса, как легализация доходов от указанного вида преступной деятельности, поскольку именно преступные доходы составляют экономическую основу и способствуют укреплению позиций наркобизнеса. Отмывание «грязных» денег все увереннее становится одним из основных экономических факторов роста организованной преступности. Помимо инвестирования «грязных» денег в доходные отрасли легальной экономики, наркоторговцы расходуют немалые финансы на приобретение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в целях его использования в «горячих точках» или проведения террористических актов, организации контрабандных поставок и др. А это уже угроза политической стабильности и целостности Российской Федерации. Данные, приведенные профессором В. П. Ревиным, показывают, что рассматриваемая преступность имеет значительную латентную часть, которая в 8 — 10 раз превышает зарегистрированную <2>. Если учесть, что экспертные оценки говорят о прибыльности наркобизнеса от 400 до 1000% <3>, то приведенные выше цифры лишь подтверждают данные о распространении наркобизнеса. ——————————— <2> Приблизительно на такое же (в 10 — 12 раз) соотношение зарегистрированной и незарегистрированной (латентной) преступности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков указали опрошенные нами сотрудники правоохранительных органов. <3> См.: Ревин В. П. Незаконный оборот наркотиков в России и некоторые направления стабилизации ситуации / Сборник статей Конференции «Проблемы совершенствования борьбы с незаконным оборотом наркотиков». М., 2001. С. 4.
В 2005 г. обстановка, связанная с незаконным оборотом наркотиков, оставалась в Российской Федерации сложной. В 2005 г. было зарегистрировано 175211 наркопреступлений, что на 4,9% больше, чем за 2004 г. По сравнению с 2004 г. на 38,06% возросло число преступлений, совершенных путем сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возрос с 53,2% в 2004 г. до 62,9% в 2005 г. <4>. На укрепление позиций наркобизнеса оказывает влияние и такой фактор, как интернационализация преступной деятельности, обусловленная интеграцией финансовых и товарных рынков. ——————————— <4> См.: Состояние преступности в России за 2005 год. ГИАЦ МВД России. М., 2006. С. 62.
В условиях нового тысячелетия существенное влияние на расширение масштабов наркопреступности в России оказали: возрастающий спрос на наркотики; увеличение числа лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями; рост числа несовершеннолетних и молодежи в массе потребителей наркотиков; проникновение наркогруппировок в сферу государственных (наркокоррупция) и частных коммерческих структур; отсутствие эффективных, научно обоснованных и реально финансируемых комплексных планов и программ как на общероссийском, так и на региональных уровне. По данным ряда исследований, проведенных ВНИИ МВД России, 90% потребителей наркотиков начали их прием в возрасте до 25 лет <5>. ——————————— <5> См.: Драган Г. Н. К вопросу о мониторинге наркоситуации и правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1998. С. 48.
Таким образом, важнейшим направлением работы правоохранительных органов является борьба с незаконным оборотом наркотиков и молодежной преступностью. Результаты криминологических исследований, проведенных в разное время во многих странах, показывают, что наркотики — проблема прежде всего молодежная, наркомания поражает главным образом и в первую очередь молодежь. Молодые люди в возрасте до 30 лет составляют от 60 до 70 процентов в общей популяции лиц, злоупотребляющих наркотиками, а приобщение к наркотикам, привыкание и втягивание в систематическое потребление преимущественно происходят в подростковом возрасте. Более 80 процентов взрослых наркозависимых приобщились к наркотикам и иным одурманивающимся веществам в несовершеннолетнем возрасте. Следовательно, создание надежных профилактических заслонов для распространения наркотиков среди населения в перспективе несет возможность общего существенного улучшения ситуации с распространением наркомании, а также незаконным оборотом наркотиков. Профилактика распространения немедицинского потребления наркотиков среди молодежи является главным содержанием противодействия их распространению и подрыва наркобизнеса в России. Среди неотложных мероприятий, способствующих повышению эффективности профилактики наркомании среди населения, приданию ей системного, целенаправленного характера, можно выделить три основных направления. 1. Совершенствование информационного обеспечения путем организации системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее отдельных субъектах. Вопросы проведения мониторинга должны быть упорядочены нормативными актами и проводиться по поручению и под контролем исполнительных органов власти наиболее компетентными специалистами, а результаты мониторинга рассматриваться как основание для организации, планирования и корректировки антинаркотических профилактических планов и мероприятий; создания единой системы антинаркотической пропаганды. 2. Совершенствование правового обеспечения через изменения норм уголовного и административного законодательства в направлении ужесточения санкций за распространение наркотиков, устранения пробелов и коллизий; принятие федерального закона о профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами; совершенствование системы организации общей и ранней профилактики: разработка комплексного плана по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Российской Федерации на основе федеральной и региональных программ; обеспечение развития квалифицированной экстренной психологической помощи по телефону. 3. В области научного обеспечения необходимо поддержать научные разработки, направленные на предупреждение потребления наркотиков, а также на создание эффективных технологий по преодолению наркозависимости; ускорить внедрение в практику результатов научных исследований; привлечь учебные и научные учреждения Российской Федерации к разработке программ по профилактике наркомании среди населения.
——————————————————————