Роль правоохранительных органов в профилактике преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации
(Идаятов Р. И.) («Российский следователь», 2007, N 15)
РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ВИДЕ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р. И. ИДАЯТОВ
Идаятов Р. И., соискатель кафедры уголовного права и криминологии ДГУ.
Профилактика преступлений, в том числе незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, осуществляется множеством субъектов. Профилактика преступлений представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, совершаемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений <1>. Г. А. Аванесов отмечает, что субъекты «представляют собой особую «деятельную целостность» и поэтому имеют свой определенный статус» <2>. «Особенности функционирования значительного числа субъектов предупредительной деятельности, различный вклад в ее конечные результаты предопределяют необходимость исследования их роли в предупреждении преступлений» <3>. ——————————— <1> Литвинов А. Н., Гавриш Т. С. Профилактика преступлений. От теории к практике: Научно-практическое пособие. М., 2003. С. 21. <2> Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 422. <3> Гапахов С. С., Петрушкина Л. В. Концептуальные основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // Российский следователь. 2005. N 5. С. 20.
Основываясь на классификации, принятой в криминологии, субъектов профилактики незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации можно разделить на: 1) неспециализированные; 2) частично специализированные; 3) специализированные. Большую группу составляют специализированные субъекты профилактики пересечения Государственной границы Российской Федерации, для которых профилактика правонарушений является основной, единственной либо профилирующей функцией. Важную роль в профилактике незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации среди специализированных субъектов играют правоохранительные органы. Это органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, таможенной и пограничной службы и некоторые другие, а также суды. «Контроль за соблюдением законных требований в области миграционной политики в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области миграционной политики, а также ведающие вопросом иностранных дел, внутренних дел, пограничной службы и т. д. Основную работу с миграционной картой проводят паспортно-визовые подразделения и подразделения по делам миграции МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ и Федеральная миграционная служба (ФМС России)» <4>. Охрана Государственной границы осуществляется органами и войсками ФПС России, Вооруженными Силами и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска путем принятия пограничных мер. ——————————— <4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В. М. Лебедев. М., 2005. С. 809.
Предупреждение преступлений, в том числе профилактика незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации, является одной из основных функций правоохранительных органов. Как отмечает Ю. М. Лужков <5>, в условиях происходящих сложных социально-экономических процессов необходима правильная выработка стратегии правоохранительных органов. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий в сфере уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями. ——————————— <5> Лужков Ю. М. Укреплять законность и правопорядок // Законность. 1997. N 9. С. 2.
Следует отметить, что «воздействовать на причины преступности правоохранительные органы, в том числе и в рамках координационной деятельности, сегодня не в силах. Преступность имеет глубокие социально-экономические корни. Однако усилия правоохранительных органов в рамках координационной работы по наиболее опасным и распространенным направлениям преступности могут способствовать тому, что эти проявления преступности будут испытывать постоянное воздействие и давление правоохранительной системы» <6>. ——————————— <6> Зинуров Р. Приоритетные направления в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Уголовное право. 2003. N 1. С. 109.
Сотрудники органов внутренних дел наделены широкими властными полномочиями оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и административно-правового характера <7>. Данные структуры осуществляют большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов. С начала текущего года Управление по делам миграции совместно с паспортно-визовой службой и с другими подразделениями МВД РД (по борьбе с экономическими преступлениями; с организованной преступностью; с экстремизмом и терроризмом), а также с Управлением Федеральной службы безопасности РФ по РД организовало пять крупномасштабных оперативно-профилактических операций, направленных на противодействие нелегальной миграции иностранных граждан («Паспорт», «Фильтр», «Мигрант» и «СКПО»). Однако интересно заметить, что борьба с нелегальной миграцией не дает ощутимого результата из-за сохраняющегося безвизового режима с рядом стран СНГ, отсутствия у Каспийского пограничного управления ФСБ России компьютерной базы данных по выдворенным за пределы РФ иностранным гражданам. ——————————— <7> Клейменов М. П. Проблема коррупции среди сотрудников службы криминальной милиции // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект: Сб. статей. М.: Рос. крим. ассоциация, С. 10.
Следует создавать специализированные подразделения, непосредственно направленные на профилактику незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации. За 2004 — 2006 гг. органами ФПС России на Государственной границе Российской Федерации и границах государств — участников СНГ задержано около 20 тыс. нарушителей. Значительный поток лиц и транспортных средств, пересекающих Государственную границу, продолжает оказывать влияние на интенсивность служебно-боевой деятельности органов пограничного контроля ФПС России. С 2003 по 2006 г. частями и подразделениями пограничного контроля в пунктах пропуска через Границу пропущено 241 млн. 267 тыс. 191 человек, в том числе иностранных граждан — 104 млн. 417 тыс. 927 человек и 38 млн. 453 тыс. 165 единиц транспортных средств. Важное предупредительное значение имеет то, что в последние годы при активном и непосредственном участии Пограничной службы и координирующей роли Государственной пограничной комиссии активно реализуется комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования пограничных пунктов. Открываются новые пункты пропуска на перспективных направлениях, сокращается количество действующих непосредственно в этих пунктах контрольных органов <8>. ——————————— <8> Зверев Н. К. Соблюдение законности в сфере обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации // Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России / Под общей ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005. С. 347.
Специальное подразделение можно создать и в структуре органов прокуратуры Республики Дагестан. Это позволит усилить профилактику незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повысить уровень взаимодействия соответствующих служб и подразделений прокуратуры и других правоохранительных органов. «В системе органов государственной власти Российской Федерации важное место принадлежит судам, прокуратуре, органам предварительного следствия и дознания» <9>. ——————————— <9> Тарасов А. В. Принуждение и ответственность в уголовном судопроизводстве: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 12.
Прокуратура является одним из субъектов профилактики незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации. В последние годы удалось общими усилиями обеспечить последовательное снижение преступности в поднадзорных пограничных органах. Результаты работы по обеспечению средствами прокурорского надзора пограничной безопасности Российской Федерации позволяют сделать вывод об актуальности по меньшей мере трех основных направлений деятельности: 1) стабилизация и укрепление системы межгосударственных отношений в пограничной сфере и развитие приграничного сотрудничества; 2) приоритетный учет в пограничной сфере экономического аспекта интересов государства как внутреннего фактора, определяющего состояние национальной безопасности; 3) совершенствование и развитие собственно системы обеспечения пограничной безопасности государства. Анализ работы органов прокуратуры свидетельствует, что при осуществлении прокурорского надзора за ходом расследования рассматриваемых преступлений следует периодически изучать оперативно-поисковые дела, заведенные по фактам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, обращая особое внимание на полноту оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, качество исполнения отдельных поручений следователей, взаимодействие следователей и оперативных работников. Эти вопросы были предметом неоднократных обсуждений на коллегиях прокуратуры Республики Дагестан и координационных совещаниях правоохранительных органов республики. По ним принимались конкретные решения, направленные на активизацию борьбы с преступностью, ее предупреждение. В заключение следует отметить, что профилактика преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации требует «использования разнообразных методов и средств правового, идеологического, культурно-воспитательного или организационного характера» <10>. Успех деятельности правоохранительных органов в сфере предупреждения данного преступления во многом зависит от четкого распределения функциональных обязанностей подразделений и служб, а также от координации их действий. ——————————— <10> Кудрявцев Р. Н. Правовое поведение (норма и патология). М., 1982. С. 160.
——————————————————————