К вопросу общесоциальной профилактики рецидивной преступности несовершеннолетних во второй половине XX — начале XXI в

(Новикова Ю. В.) («История государства и права», 2008, N 20)

К ВОПРОСУ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI В.

Ю. В. НОВИКОВА

Изменения советского, а затем российского законодательства в отношении несовершеннолетних во второй половине XX в. убедительно свидетельствуют о стойких гуманистических тенденциях с акцентом на раннюю профилактику, трудовое перевоспитание подростков <1>. Комплекс профилактических мероприятий включает в себя систему мер на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Вероятность рецидива во многом зависит от реакции на первое преступление, а именно — подвергалось ли лицо, его совершившее, уголовно-правовому воздействию. Профилактика рецидивной преступности на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства включает в себя обеспечение фактической неотвратимости наказания преступников; исходных данных, необходимых для избрания меры пресечения, максимально соответствующей содеянному, личности виновного, причинам и мотивам преступления; избранных мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятельности. Предупреждением рецидивной преступности служит прежде всего рациональная система наказаний. В профилактике рецидивной преступности значительная роль отводится пенитенциарной системе <2>. ——————————— <1> Слуцкий Е. Г. Молодежная политика: История. Проблемы. Перспективы. СПб., 1999. С. 54 — 57. <2> Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999. С. 472.

В России XXI в. общесоциальная профилактика подростковой преступности, особенно рецидивной, является объектом пристального внимания со стороны правоохранительных органов, правительства, общественных организаций <3>. По мнению ведущих отечественных ученых, профилактическая деятельность воплощается в соответствующих формах, характер которых зависит от уровня предупреждения преступности и сложившейся практики соответствующих субъектов <4>. Эффективное и целенаправленное предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, возможно лишь в том случае, если будут вскрыты причины и условия их совершения, глубоко проанализирована их этиология. Проблема причин преступности относится, по справедливому замечанию Г. А. Аванесова, к категории «вечных» <5>. Данное положение объясняется изменчивостью самой социальной материи и противоречиями ее развития. Вместе с тем было бы неверно утверждать, что преступность порождается только влиянием негативных социальных процессов без учета субъективного восприятия этих процессов личностью подростка. В. Н. Кудрявцев утверждает, что «сознание определяется бытием, но не менее верно и обратное: само бытие зависит от сознательных действий человека… сведение причин социальных явлений к способу производства было бы недопустимой вульгаризацией… уникальной особенностью причинных связей в области социальной жизни является то, что они в большинстве случаев проходят через сознание людей, выражаясь, в частности, в виде целей и мотивов их поведения» <6>. Причинные связи в социальной среде представляют собой сложную цепочку взаимодействий между объективной действительностью и субъективным ее восприятием, которая охватывает не только индивида, малые и большие социальные группы, но и все общество в целом. Следовательно, существование преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, прослеживается на общесоциальном, групповом и индивидуальном уровнях. Так, причины преступности на общесоциальном уровне, в основе которых лежат объективные социальные противоречия жизнедеятельности общества, конкретизируются и детализируются в нижестоящем, групповом, уровне <7>. ——————————— <3> Сергеева Н. Идет борьба за потенциал нации // Российская газета. 2008. N 163. С. 13. <4> См.: Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в г. Москве: опыт и перспектива. М., 2000; Девиантность и социальный контроль в России: тенденции и социологическое осмысление / Отв. ред. Я. И. Гилинский. СПб., 2000. <5> Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 170. <6> Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. М., 1992. С. 22 — 23. <7> См.: Концептуальные основы развития государственной системы социальной профилактики правонарушений и предупреждения преступлений. М., 1998.

Безусловно, важным направлением в профилактике рецидивной преступности несовершеннолетних может стать максимальное ограничение применения наказания в виде ареста и лишения свободы. Как показывает практика, указанные виды наказаний не являются эффективными (применительно к подросткам), поскольку направлены на устрашение и обладают минимальным воспитательным воздействием. Нахождение в местах лишения свободы, как правило, сопряжено с крайне отрицательным воздействием уголовной субкультуры. Нередко именно в колонии подростки становятся активными участниками организованных преступных сообществ. Личность несовершеннолетнего преступника-рецидивиста отличается определенным своеобразием. Нельзя не согласиться с К. Н. Тараленко, который отмечает, что рецидив преступлений несовершеннолетних «представляет объект исследования, вызывающий интерес двоякого характера. Показатели рецидива преступлений несовершеннолетних могут свидетельствовать о неадекватности уголовной политики, недостаточно обоснованной пенализации деяний, а также о недостаточно эффективной работе органов уголовной юстиции. Вместе с тем рецидив говорит о повышенной общественной опасности самого лица, его совершившего. После совершения второго и последующего преступлений можно констатировать увеличение влияния субъективных детерминант преступного поведения лица над обстоятельствами объективными, что говорит об актуальности индивидуальной предупредительной (коррекционной и адаптационной) работы с осужденными» <8>. ——————————— <8> Тараленко К. П. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно и ее предупреждение: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 14.

Общепрофилактическое предупреждение подростковой рецидивной преступности в значительной мере зависит от осуществляемых на государственном уровне социально-экономических и политических преобразований, связанных с культивированием общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственных отношений, морально-психологического климата, реализацией принципов социальной справедливости. В контексте рассматриваемой нами проблемы необходимо остановиться на законопроекте о введении административного надзора за гражданами, освободившимися из мест лишения свободы. Законопроект направлен непосредственно на профилактику рецидивной преступности; он предусматривает установление по решению суда гласного административного надзора за лицами, которые раннее совершили тяжкие, особо тяжкие преступления и уже освободились из мест лишения свободы. Особое внимание в законопроекте уделяется социальной адаптации экс-осужденных, в частности речь идет о решении их квартирного вопроса и трудоустройства. Нельзя не согласиться с губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым, который указывает на необходимость принятия наряду с вышеуказанным законопроектом государственной программы реабилитации раннее судимых подростков. Программа, в частности, должна предусматривать льготную налоговую политику в отношении предприятий, занимающихся трудоустройством бывших осужденных, открытие значительного количества школ-интернатов с профильным обучением военно-патриотического направления <9>. Планомерное и целенаправленное решение этих общесоциальных задач создает реальные предпосылки для успешной профилактики преступности несовершеннолетних. ——————————— <9> Милиция слушает // Российская газета. 2008. N 59. С. 2.

——————————————————————