К вопросу о криминологической политике защиты населения от наркотизации

(Воронин М. Ю.) («Российский следователь», 2009, N 9)

К ВОПРОСУ О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ НАРКОТИЗАЦИИ <1>

М. Ю. ВОРОНИН

——————————— <1> Статья подготовлена с использованием правовой системы «КонсультантПлюс».

Воронин М. Ю., доцент ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.

В статье раскрывается содержание криминологической политики защиты населения от наркотизации. Обосновывается необходимость использования данного понятия. Исследовательский интерес к такой теме, как политика государства в сфере защиты здоровья населения, представляется вполне закономерным, обоснованным и своевременным. В свете современных тенденций развития нашего общества отчетливо проявляется констатация Г. М. Миньковским заинтересованности цивилизованного общества в поддержании у себя порядка и безопасности и в том, что эта заинтересованность будет еще большей в обществе, в котором солидарность интересов возведена в основной принцип <2>. ——————————— <2> См.: Миньковский Г. М. Политология борьбы с преступностью (вместо предисловия) // Исмаилов И. А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 5.

Безопасность как социальное явление в совокупности всех элементов, ее составляющих, образует сложную, многоуровневую, комплексную систему, отражающую процессы взаимодействия угроз и культивируемых прав, интересов, ценностей, систему обеспечения безопасности, включающую комплекс субъектов и мер. В качестве классического научного определения содержания и обеспечения безопасности можно рассматривать формулу А. Уолферса: «безопасность в объективном плане предполагает отсутствие угроз приобретенным ценностям…» <3>, а в качестве основы системы мер обеспечения безопасности — формулировку Платона, считавшего, что состоянию безопасности соответствует «предотвращение вреда» <4>. ——————————— <3> Цит. по: Кардашева И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2006. С. 9. <4> Платон. Диалоги. М., 1986. С. 434.

Российский законодатель определил, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <5>, которое реализуется через предотвращение вреда. И, понимая, что современные концепции разработаны в рамках парадигмы, безопасность — это защита от опасности, мы предполагаем, что опасность в сфере наркотизации населения России есть совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития человека или общества <6>. ——————————— <5> См.: ст. 13 Закона РФ «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 769. <6> См.: Носков Ю. Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. 1998. N 1 — 2(41).

Признавая право на существование используемых в научной литературе, в профессиональном и бытовом речевом обиходе таких терминов, как «борьба с незаконным оборотом наркотиков», включая их предупреждение, пресечение, «профилактика наркомании и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ», «выделение групп риска» и «профилактическая работа с ними», которые отражают отдельные направления деятельности, полагаем, что каждый из них в отдельности и даже все вместе они не в полной мере отражают главную задачу общества и государства в исследуемой области. В связи с этим считаем целесообразным выделить в качестве основной цели обеспечение безопасности в сфере защиты населения от наркотизации (наркобезопасность). Защита населения от наркотизации в зависимости от целей и содержания мер может быть дифференцирована на два уровня. Первый уровень охватывает и общесоциальную систему мер профилактики немедицинского потребления наркотиков, и специализированную систему, имеющую объектом воздействия преступления и административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков. Второй уровень включает лишь специализированную систему мер. Выделение этих уровней реально отражает дифференциацию и иерархию направлений, форм защиты населения от наркотизации. Так, в системе первого уровня ведущую роль играет социальная профилактика, в системе второго — средства уголовно-правовой и административно-правовой защиты общественных отношений. И, перефразируя сказанное Г. М. Миньковским <7>, отметим, что можно договориться об обозначении термином «защита населения от наркотизации» любого из этих уровней. Однако процессы и явления, охватываемые содержанием понятия криминологической политики защиты населения от наркотизации, выходят за рамки не только мер уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного характера, но и специальных мер предупреждения незаконного оборота наркотиков. ——————————— <7> См.: Миньковский Г. М. О понятии уголовной политики и некоторых проблемах ее информационного обеспечения // Проблемы социологии права: Сборник научных трудов. М., 1982. С. 68.

Деятельность в рассматриваемой сфере, определение системы субъектов, обеспечивающих безопасность населения от наркотизации, представляют собой профессиональную специфическую деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь, что позволяет говорить как о наличии субъектов управления и субъектов управляющего воздействия, так и о таком явлении, охватывающем весь процесс, как политика <8>. ——————————— <8> См.: Дегтярев А. А. Политика как сфера общественной жизни (концептуальные подходы) // Социально-политический журнал. 1997. N 2.

Политика в современном Российском государстве являет собой универсальное и комплексное средство для эффективной защиты прав и интересов личности, общества и государства, обеспечения безопасности. Именно такое направление изучения проблемы наркотизации населения можно считать продуктивным, так как позволяет получить результат, имеющий значение как в конкретный период развития нашего общества, так и в аспекте решения перспективных задач. Исследуя специальную литературу, мы обнаружим, что Г. А. Аванесовым и М. М. Бабаевым было введено такое понятие, как «криминологическая политика». В своей работе «Криминология и социальная профилактика» Г. А. Аванесов обращает внимание на необходимость изучения криминологического аспекта единой политики борьбы с преступностью, отмечая, что данное направление представляет собой криминологическую политику <9>. М. М. Бабаев утверждал, что необходимо говорить об уголовной политике в узком смысле слова, располагая рядом такое направление политики борьбы с преступностью, как криминологическая политика <10>. Он отмечает, что содержание криминологической политики охватывает такие понятия, как «предупреждение преступности», «профилактика преступлений», «социальная профилактика» и т. п. ——————————— <9> См.: Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 123, 124. <10> См.: Бабаев М. М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы социологии уголовного права. М., 1982. С. 7.

Криминологическая политика, ее содержание, соотношение с другими политическими сферами рассматриваются и в настоящее время. Н. А. Лопашенко определяет криминологическую политику как часть внутренней политики государства, стратегическую составляющую государственной политики противодействия преступности, направление деятельности государства в сфере охраны общественного строя от преступных посягательств, заключающееся в оказании предупредительного (предупреждающего преступность) воздействия на личность преступника и на причины и условия преступности, а также создании системы действенных предупредительных мер и в эффективном управлении этой системой <11>. Следовательно, в рамках криминологической политики мы можем говорить об эффективном управлении профилактической деятельностью, включающей не только предупреждение преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, но и профилактику их немедицинского потребления. ——————————— <11> См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2003. С. 386.

Может возникнуть вопрос о целесообразности использования понятия «криминологическая политика». Нам представляется, что выделение криминологической политики плодотворно в следующих направлениях. Во-первых, оно позволяет более адекватно говорить о разработке стратегического направления, воплощенного в концепции криминологической политики защиты населения от наркотизации, федеральных законах, указах Президента РФ, включая нормативные правовые акты органов местного самоуправления и другие нормативные правовые акты, которые не охватываются Федеральным законом N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», и реализации криминологической политики защиты населения от наркотизации (тактическая составляющая). Во-вторых, позволяет выделить в качестве объекта воздействия группы населения, которые не охвачены в рамках реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, так называемые группы риска. В-третьих, криминологическая политика включает в себя, среди прочих, и деятельность по выявлению причин и условий наркотизации населения России, в то время как профилактика немедицинского потребления наркотиков, наркомании и предупреждение их незаконного оборота этого направления не охватывают. В-четвертых, выделение криминологической политики защиты населения от наркотизации, ее концепции позволяет определить систему мер и систему субъектов, ее реализующих, включающую не только органы и учреждения государственной власти, местного самоуправления, но и негосударственные организации, учреждения, включая объединения граждан. В-пятых, политическая составляющая понятия «криминологическая политика» подчеркивает чрезвычайно важный управленческий аспект реализации такой социальной практики, как профилактика немедицинского потребления наркотиков, наркомании и предупреждение их незаконного оборота, подчеркивающий гибкость соответствующей социальной деятельности, способность отражать изменения в социальной и криминогенной ситуации и реагировать на эти изменения. В-шестых, современная криминология требует знаний, методов и методик различных отраслей знаний, которые еще в неполной мере применяются отечественными криминологами. Это связано с тем, что криминологические исследования зачастую проводятся с целью изучения такого явления, как наркопреступность, считая, что только незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ детерминирует наркотизацию населения, и в меньшей степени исследуются детерминирующие факторы потребления наркотических средств и психотропных веществ. Без знаний этих факторов повлиять как на незаконный оборот наркотиков, так и на динамику наркотизации населения России в полной мере нельзя. Мы получаем научный инструмент для изучения такого явления, как наркотизация, характеристики лиц, вовлеченных в этот процесс, как объекта наркотизации, их классификацию, комплекс причин и условий, детерминирующих наркотизацию населения, и разработку системы мер профилактики немедицинского потребления наркотиков, наркомании и предупреждения их незаконного оборота как на федеральном, так и на региональном уровнях. Таким образом, криминологическая политика защиты населения от наркотизации представляется как структурная часть внутренней политики государства, ее элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль, обеспечивая баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств, психотропных веществ и уменьшение спроса на них. Этот элемент обладает особыми сущностными качествами и функциональными свойствами, присущими различным направлениям государственной политики в социальной сфере. Во-первых, это целенаправленный комплекс согласованных действий и мероприятий государственных институтов и институтов гражданского общества, включающий определение целей и постановку общественных задач в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основе акцентирования интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения. Работа этих структур должна отражать как общенациональные интересы, так и интересы отдельных социальных групп и носить публичный характер с целью мобилизации общественных и государственных ресурсов. Во-вторых, криминологическая политика защиты населения от наркотизации основывается на системе нормативных правовых актов, носящих в том числе и региональный характер. Однако она должна опираться не только на правовые, но и на моральные и исторические основы жизнедеятельности общества. В-третьих, результаты и последствия реализации криминологической политики защиты населения от наркотизации оказывают влияние на различные области общественной жизни и могут иметь как положительный, так и негативный эффект, что особенно характерно для различных социальных инноваций. В-четвертых, криминологическая политика защиты населения от наркотизации охватывает практически все основные сферы жизнедеятельности общества, поэтому при ее анализе и разработке требуется междисциплинарный, комплексный подход с использованием достижений социологии, экономики, менеджмента, психологии и политологии, а также передового опыта и практики различных стран.

——————————————————————