Роль ОВД в предотвращении преступности в лесной сфере

(Бородуля Е. В.)

(«Российский следователь», 2006, N 9)

РОЛЬ ОВД В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛЕСНОЙ СФЕРЕ

Е. В. БОРОДУЛЯ

Бородуля Е. В., старший научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Восточной Сибири.

Проблема предотвращения экологической преступности становится все актуальнее, особенно в последнее время. В значительной степени она зависит от целенаправленной деятельности в этом направлении государства в лице его муниципальных образований, других учреждений и организаций, граждан. Особая роль при этом должна отводиться правоохранительным органам. В современной России сложилась такая ситуация, когда основным средством борьбы с преступностью фактически является уголовное преследование лиц, совершивших преступления, хотя профилактика преступлений вот уже многие годы провозглашается главным направлением в работе всех правоохранительных органов.

Возможно, возрастание роли уголовного закона следует объяснять низким уровнем административной практики. Например, на территории Иркутской области в течение 2004 г. по ст. 7.10 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за самовольную переуступку прав лесопользования (которая, в свою очередь, порождает иные лесонарушения), государственными инспекциями природоохранных органов таких дел не возбуждалось, и к административной ответственности ни одно лицо за самовольную переуступку прав не привлекалось. Органы же внутренних дел не имеют права возбудить дело о подобном административном правонарушении.

В этом, возможно, и заключается основная проблема, не позволяющая максимально эффективно использовать потенциал правоохранительных органов в борьбе с преступностью в сфере лесопользования. Сосредоточение полномочий по выявлению правонарушений в этой отрасли, равно как и право наложения наказаний в руках органов охраны и защиты лесов, практически лишает органы внутренних дел возможности в полном объеме использовать профилактические меры.

Продолжающаяся и по сей день реорганизация природоохранных структур приводит к тому, что происходит снижение превентивной роли специально уполномоченных на то органов. Перекладывание полномочий с одной структуры на другую лишь облегчает продолжение противоправной деятельности браконьеров. За примерами далеко ходить не нужно: так, если раньше дела о лесонарушениях рассматривались лесхозами, то сейчас этими полномочиями наделен Росприроднадзор. При этом в большинстве районов только Иркутской области пока отсутствуют его территориальные подразделения. Это приводит к тому, что материалы об административных нарушениях в лесах направляются в областной центр. Следует ли говорить об оперативности реагирования на подобные правонарушения?!

Подобная ситуация и в соседней Бурятии, где работу по охране лесов осуществляют всего 4 сотрудника Росприроднадзора, которые в настоящее время объективно не могут справиться со сложной ситуацией, складывающейся в лесной сфере.

Наиболее массовым «лесным» преступлением является незаконная порубка леса (ст. 260 УК РФ). Так, за последние три года в Республике Бурятия более чем в полтора раза увеличилось число незаконных порубок (с 239 в 2003 г. до 385 в 2005 г.). Возрос этот показатель и на территории Иркутской области, где в 2003 г. правоохранительными органами было зафиксировано 670 фактов нелегальной заготовки леса, а в 2005 г. их количество достигло уже 780. И, судя по всему, тенденция роста сохранится в ближайшем будущем, как и сумм ущерба, причиняемого нарушениями лесного законодательства. При этом более половины фиксируемых преступлений совершается в крупных размерах, а исполнители их все чаще сплачиваются в организованные группы. На этом фоне состояние борьбы с преступностью в лесной сфере оставляет желать лучшего. Так, в 2005 г. на территории Республики Бурятия суммы ущерба по уголовным делам, возбужденным по признакам ст. 260 УК РФ, составили более 150 млн. руб., тогда как процент раскрываемости по данному виду преступлений за тот же период составил всего 26,8%. Это ли не свидетельство того, что проблем в вопросах противодействия незаконному обороту леса пока больше, чем решений?! Возможно, усугубляется ситуация тем, что на территории Республики с богатейшим природным потенциалом до сих пор нет специализированного подразделения по борьбе с экологическими преступлениями, а все предпринятые до этого времени меры, не принесли кардинального улучшения ситуации.

Лесопользователи продолжают относиться к лесным ресурсам только как к источнику «быстрых» денег, а отсутствие четкой нормативно-правовой базы, отвечающей реалиям в лесной сфере, приводит к увеличению числа лиц (в том числе и юридических), незаконно занимающихся заготовкой и экспортом древесины.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что наказания, применяемые к лицам, виновным в их совершении, зачастую неадекватны степени общественной опасности подобных криминальных деяний. Несмотря на распространение нарушений лесного законодательства, количество возбуждаемых уголовных дел и лиц, привлеченных к уголовной ответственности, не соответствует числу реально совершаемых преступлений. По сложившейся практике основная масса нарушителей либо вообще избегает наказания, либо к ним применяются такие меры, как условное лишение свободы и штрафы, что ни в коей мере не служит усилению превентивной роли применения закона, а лишь стимулирует рост числа преступлений, совершаемых в лесной сфере.

Проблема обострилась настолько, что тема значимости борьбы как с криминализацией бюджетообразующих отраслей экономики, так и с экологическими преступлениями все чаще обсуждается на коллегиях МВД России. На самом высоком уровне подчеркивается, что недостатки существующей системы контроля создают предпосылки для развития браконьерского промысла и практически бесконтрольного вывоза природных ресурсов за рубеж. Получаемые при этом денежные средства идут на укрепление финансовой базы организованной преступности и расширение теневого бизнеса, создают питательную среду для коррупции.

Вопрос о привлечении сил и средств органов внутренних дел для наведения порядка в тех отраслях экономики, которые напрямую связаны с разработкой природных богатств, становится все актуальнее.

На фоне роста преступности в экологической сфере представители правоохранительных органов и администраций регионов все чаще говорят о необходимости активного включения сотрудников милиции в борьбу с подобными криминальными проявлениями. В силу своей оперативности, оснащенности, а также возложенных обязанностей по обеспечению общественной безопасности, частью которой является и экологическая, именно сотрудники органов внутренних дел наиболее оперативно могут реагировать на правонарушения и преступления в сфере охраны природы.

И такие попытки предпринимаются на уровне регионов. Так, в целях декриминализации лесной отрасли и оперативного реагирования на изменение обстановки в ней в пяти субъектах Сибирского федерального округа: ГУВД Алтайского и Красноярского краев, ГУВД Иркутской, УВД Омской и Читинской областей — созданы специализированные подразделения по предупреждению и выявлению преступлений в лесной отрасли («лесная милиция»). В остальных 11 за линией борьбы с преступлениями в лесопромышленном комплексе закреплены сотрудники подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, в должностные инструкции которых внесены соответствующие обязанности.

Что касается Иркутской области, то на ее территории в соответствии с постановлением губернатора области и Приказом ГУВД ИО с 1 января 2004 г. в составе МОБ ГУВД был создан отдел по борьбе с правонарушениями в лесной сфере. Однако здесь необходимо уточнить, что ситуация в вопросе регламентации деятельности вновь создаваемых подразделений экологической направленности, к каковым и относится иркутская «лесная милиция», довольно непростая. В настоящее время в соответствии с основным ведомственным документом — Законом «О милиции» на органы внутренних дел природоохранные функции не возложены. Нет упоминания об «экологической» деятельности милиции и в Положении о прохождении службы. А ведь именно этими документами устанавливаются основные права и обязанности сотрудников ОВД. В сложившейся ситуации приходится как бы приспосабливать деятельность экологических подразделений милиции под существующее законодательство.

Есть проблемы и в плане материально-технического обеспечения деятельности. Для более эффективной работы в лесу необходимы такие специальные средства, как бинокли, приборы ночного видения, микрофоны направленного действия, а также внедорожный автотранспорт. Даже такие вопросы, как нормы обеспеченности ГСМ (одинаковые как для городских, так и условий бездорожья), существенно усложняют деятельность «лесных» милиционеров. Однако, несмотря на ряд объективных трудностей, сотрудниками органов внутренних дел проводится большой объем работы по выявлению, раскрытию и предотвращению преступлений в сфере лесопользования. При этом используются все возможные способы. Так, сотрудниками иркутской «лесной милиции» было налажено тесное взаимодействие с агентством лесного хозяйства. Это особенно актуально в связи с тем, что сейчас лесхозы только фиксируют нарушения лесного законодательства на своей территории, не имея права задерживать нарушителей и составлять на них протоколы о лесонарушениях. (Эти функции переданы Управлению Росприроднадзора со штатной численностью шестеро человек, пятеро из которых дислоцированы в г. Иркутске.) В этой ситуации даже привлечение нарушителей к административной ответственности, учитывая необходимость рассмотрения протоколов по территориальности, становится проблематичным. Выход в данном случае один — постоянное патрулирование лесных массивов сотрудников «лесной милиции» совместно с представителями лесхозов. В настоящее время агентство лесного хозяйства готово в любое время и в любой район направить своего специалиста для оказания помощи сотрудникам «лесной милиции». В считанные часы необходимые от лесхоза материалы на выявленное нарушение подготавливаются и направляются в ОВД, что в дальнейшем помогает в расследовании уголовных дел и последующем направлении дел в суд. В 2005 г. в составе отдела было создано отделение быстрого реагирования, основная задача которого — мобильно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку в лесной отрасли в любом районе области.

Также руководством отдела по мере выявления наиболее «слабых мест», усложняющих деятельность подразделения, вносятся предложения по преодолению этих препятствий. В частности, обращения в администрацию области с конкретными предложениями по улучшению региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу лесопользования.

Серьезной проблемой в деятельности «лесной милиции» является отсутствие штрафных площадок для хранения техники, задержанной до выяснения обстоятельств в местах незаконных порубок. Как показывает практика, наложение ареста на технику является эффективным средством раскрытия преступления. В настоящее время вся арестованная техника возвращается на ответственное хранение владельцам — нарушителям лесного законодательства и зачастую вновь используется при незаконной заготовке древесины.

Существенно затрудняет деятельность специализированного подразделения отсутствие единой информационной базы по лесной отрасли, включающей в себя сведения органов внутренних дел, агентства лесного хозяйства, налоговой и таможенной службы (о вновь выданных и действующих лесорубочных билетах, о результатах проведенных освидетельствований мест рубок, о количестве заготовленной и вывезенной с делян лесопродукции и т. д.). Это позволило бы, в частности, быстрее и качественнее проводить встречные проверки по установлению законности перевозимого леса, выявляя нелегально заготовленную древесину. Создание подобной информационной базы упорядочило бы деятельность значительной части лесозаготовителей, заставив работать их в рамках закона.

Тем не менее опыт работы специализированных подразделений милиции свидетельствует о необходимости продолжения работы в данном направлении. Так, на долю регионов, в которых были созданы подобные структуры, приходится 67% выявленных в 2005 г. преступлений, совершенных в сфере лесопромышленного комплекса. При должном внимании руководства ОВД администраций регионов можно добиться максимальных результатов в борьбе с криминализацией лесного сектора экономики.

Несмотря на небольшие сроки своего существования, силами созданных отделов органов внутренних дел проводится значительный объем работы по выявлению, раскрытию и предотвращению преступлений в лесной сфере. Практика свидетельствует, что именно целенаправленная работа подразделений органов внутренних дел, с поправкой на многочисленные трудности способна максимально положительно повлиять на ситуацию, сложившуюся в лесопромышленном комплексе регионов, обладающих значительными запасами древесины.

——————————————————————