Предупреждение преступлений в приграничных регионах Сибирского федерального округа
(Рязанцева С. В.) («Российский следователь», 2007, N 6)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
С. В. РЯЗАНЦЕВА
Рязанцева С. В., адъюнкт (ВНИИ МВД России).
Уровень преступности в стране и ее регионах свидетельствует о наличии в обществе и государстве существенных недостатков и противоречий. Деятельность по предупреждению преступлений имеет своей целью устранение этих недостатков и противоречий, которые возникли, возникают или могут возникнуть в процессе взаимодействия личности, общества и государства, влекущих за собой нарушения правовых норм. Говоря о предупреждении преступлений в приграничных регионах Сибирского федерального округа <1> (Республиках Тыва и Алтай, Алтайском крае), хотелось бы более подробно остановиться на региональных программах борьбы с преступностью и ее конкретными видами. ——————————— <1> Далее — СФО.
Анализ программ по усилению борьбы с преступностью в исследуемых регионах показал, что их основными целями являются: улучшение криминальной обстановки в регионах; активизация взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общественных институтов в борьбе с преступностью; создание условий, обеспечивающих неотвратимость уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления. Предупреждение преступлений должно осуществляться в комплексе с социально-экономическим развитием исследуемых регионов, так как предупреждение преступности и отдельных ее видов неотделимо от общей программы социально-экономического развития. Следовательно, программирование комплексных мер предупреждения преступности должно учитывать результаты прогнозирования не только социально-политических, уголовно-правовых, но и экономических, идеологических, психологических, географических, экологических, культурных и иных явлений и процессов, обусловливающих отдельные виды преступлений и саму преступность в целом по региону <2>. Одним из приоритетных направлений предупреждения является повышение уровня и качества жизни населения, эффективность социальной политики заключается, во-первых, в улучшении жилищных условий населения. Например, в Алтайском крае осуществляется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России». В результате площадь вводимого в эксплуатацию жилья увеличится до 466 тыс. кв. м в 2008 г., или на 16 — 17% больше по сравнению с 2005 г. При этом средняя обеспеченность жильем в крае превысит 21 кв. м на 1 человека (2004 г. — 19,5 кв. м). А во-вторых, повышение реального уровня заработной платы. В результате средняя заработная плата в 2006 — 2008 гг. в Алтайском крае возрастет на 76%, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 26,5% в 2005 г. до 20% в 2008 г. Поддержка перечисленных приоритетных направлений даст возможность заложить основу будущего развития экономики исследуемых регионов <3>. ——————————— <2> Абызов К. Р. Проблемы криминологического прогнозирования и предупреждения региональной преступности (по материалам Сибирского федерального округа): Дис. … к. ю.н. 12.00.08. М., 2004. 133 с. <3> Постановление администрации Алтайского края от 2 марта 2006 г. N 85 «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006 — 2008 годы».
В исследуемых регионах остро стоит проблема незаконного оборота наркотиков. Предупреждение данного вида преступлений, например, в Алтайском крае происходит в соответствии с Краевой целевой программой Алтайского края «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае на 2005 — 2008 годы». Наряду с ней действует Городская целевая комплексная программа «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании. Лечение и реабилитация наркологических больных и борьба с незаконным оборотом наркотиков в г. Барнауле на 2004 — 2008 гг.». Подобные программы имеются также в Республиках Тыва и Алтай. Основными целями данных программ являются: противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; улучшение ситуации в исследуемых регионах, связанной с незаконным оборотом наркотиков, а также создание условий для сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений. В соответствии с ними создаются системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики их потребления; происходит совершенствование антинаркотической пропаганды, системы лечения и реабилитации наркоманов. Особое внимание в них уделяется созданию системы по подготовке специалистов в области профилактики и лечения наркомании, что, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в предупреждении преступлений в приграничных регионах СФО. Анализ статистических данных показал, что, например, в период с 2000 по 2004 г. в России, Республике Алтай и Алтайском крае отмечалось снижение этого вида преступлений. Это свидетельствует об эффективности федеральных и региональных программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. Исключение составляет Республика Тыва, где после незначительного снижения в 2002 г. продолжает отмечаться стремительный рост наркотической преступности. Для исследуемых регионов актуальной продолжает оставаться преступность несовершеннолетних. Для ее предупреждения в приграничных регионах принимаются меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и борьбе с беспризорностью детей и подростков. В рамках таких программ организуется работа по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью и беспризорностью, их дальнейшему устройству; создаются банки данных о данной категории подростков, семьях «группы риска», регулярно проводится их патронаж. Обеспечивается организационно-правовое и финансовое решение вопроса по предоставлению необходимых помещений для создания и размещения спецучреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов. Например, в Алтайском крае действует городской координационный Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав. Систематически проводятся межведомственные профилактические акции «Безнадзорность», «Подросток», «Беглец», создаются государственные учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения: Краевой социальный приют для детей и подростков в г. Барнауле, Краевой социальный приют для детей и подростков в г. Рубцовске, Краевой социальный приют для детей и подростков в г. Славгороде — и организовывается надлежащее функционирование данных учреждений. Большое значение в предупреждении преступлений несовершеннолетних играет школа. Школа, являясь своеобразным проводником подростка из детства во взрослую жизнь, должна организовывать учебно-воспитательный процесс несовершеннолетних, основываясь на нормах морали, нравственности, уважительного отношения к сложившимся традициям, обычаям, к обществу, государству и закону. Особое внимание необходимо уделять воспитанию несовершеннолетних с девиантным поведением, которое должно пресекаться на корню. Каждый, в том числе и несовершеннолетний, должен осознавать, что совершение противоправного деяния неминуемо повлечет за собой наказание по всей строгости и справедливости закона. При этом важно учитывать, чтобы уровень карательного воздействия соответствовал совершенному преступлению. Это, по-нашему мнению, является залогом эффективности общего предупреждения. В то же время в вопросах профилактики подростковой преступности остается еще ряд нерешенных проблем. До сих пор малоэффективна деятельность по социальной реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний. Данная работа полностью возложена на уголовно-исполнительные инспекции и органы внутренних дел. Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в прошлом году так и не найдено эффективных путей реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, в основном из-за отсутствия возможности их трудоустройства и обеспечения жильем <4>. ——————————— <4> Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 6 апреля 2006 г. N 145 «О состоянии борьбы с преступностью в Алтайском крае в 2005 году и мерах, принимаемых по ее предупреждению».
Исследуемые регионы характеризуются высоким уровнем рецидивной преступности. Для ее снижения реализуются региональные программы, направленные на медико-социальную адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Создаются центры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы и утративших социально полезные связи. Предполагается, что реализация таких программ поможет формированию действенной системы социальной адаптации освобождающихся, создаст необходимые условия для снижения уровня преступности и уменьшения ее последствий; будет способствовать формированию действенной системы профилактики правонарушений; повышению доверия общества к правоохранительным органам; привлечению государственных институтов и общественных организаций к решению проблем борьбы с преступностью. Важным направлением предупредительной деятельности является трудоустройство лиц с криминальным прошлым, которых в исследуемых регионах немало. После отбытия наказания человеку сложно адаптироваться к новым условиям жизни, в том числе и найти работу. Как правило, работодатель избегает приема на работу таких лиц, и это вполне объяснимо. Таким образом, главными целями программ борьбы с преступностью и ее отдельными видами являются: улучшение криминальной ситуации в исследуемых регионах, активизация усилий государственных и общественных институтов в борьбе с преступностью, охрана конституционных прав и свобод граждан, создание условий для обеспечения неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Подводя итог анализу региональных программ борьбы с преступностью, отметим приоритетные, на наш взгляд, направления предупреждения преступности в приграничных регионах СФО: 1. Создание на региональном уровне комплексной системы социальной профилактики в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркоманов, а также лиц, ведущих паразитический образ жизни. 2. Создание центров по реабилитации лиц без определенного места жительства и постоянного источника дохода, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы. 3. Совершенствование учебно-воспитательных учреждений и учебно-воспитательного процесса в них для несовершеннолетних с девиантным поведением. 4. Разработка программ по организации досуга несовершеннолетних и молодежи. 5. Стимулирование предприятий, учреждений и иных общественных организаций, трудоустраивающих лиц с криминальным прошлым. 6. Повышение уровня правовой культуры населения, формирование негативного отношения к преступлениям и иным правонарушениям. 7. Повышение доверия населения исследуемых регионов к правоохранительным органам. 8. Осуществление мер по созданию и реализации правовых и социальных гарантий населения, уделяя особое внимание социально-бытовому и трудовому устройству несовершеннолетних и молодежи. 9. Стимулирование граждан, государственных и общественных организаций к решению проблем борьбы с преступностью в регионе. 10. Оказание консультационной и иной помощи населению по вопросам законных способов защиты от преступных посягательств. 11. Снижение уровня безработицы в исследуемых регионах. 12. Обеспечение надлежащих условий деятельности правоохранительной системы и повышение ее эффективности. 13. Сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов. 14. Обеспечение регулирования потоков внешней и внутренней миграции. 15. Противодействие любым формам дискриминации населения, проживающего в приграничных регионах СФО. 16. Поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории. 17. Сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества, обучение и воспитание подрастающего поколения. Комплексное проведение в жизнь названных мероприятий, на наш взгляд, является одной из гарантий снижения уровня преступности в приграничных регионах СФО. Перечень указанных мер не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер.
——————————————————————